Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

В Москве продемонстрировали «Живые сны Сальвадора Дали»

Выставка включает 3D-проекции и подлинную графику художника
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В двух шагах от Кремля — в пространстве DI Telegraph на Тверской улице — открылась выставка «Живые сны Сальвадора Дали». Мультимедийные проекции, сделанные на основе картин великого сюрреалиста, здесь сочетаются с подлинной тиражной графикой: офортами, гелиогравюрами, литографиями, ксилографиями. В том и привлекательность проекта, позволяющего увидеть, как знаменитые образы Дали живут на бумаге и тут же оживают на огромных экранах.

Организатор проекта — «Люмьер-холл», который ранее предлагал москвичам мультимедийные «путешествия» по творчеству Айвазовского, Климта, Рериха... В этом ряду Дали — фигура не просто закономерная, но непременная: мало у кого есть столь же эффектные, почти кинематографические образы, которые при этом можно удачно отделить от фона (как правило, пустынного пейзажа) и анимировать.

Впрочем, творчество Дали и без того воспринимается многими как массовое, рассчитанное на внешний эффект. И 3D-проекции неизбежно усиливают этот «попсовый» оттенок, переводя шедевры сюрреализма из мира высокого искусства в мир мультимедиа-развлечений. Именно поэтому подлинная графика здесь оказывается очень кстати — демонстрирует  безупречное классическое мастерство художника и позволяет увидеть работы, которые в Москве не часто выставляются в их первозданном облике.

Конечно, большой редкостью эти рисунки тоже не назовешь: Дали издавал свои «Книги художника» впечатляющими тиражами — порой больше 400 экземпляров (обычно издатели выпускали 50–100 копий). Поэтому сегодня и полные комплекты, и отдельные листы с собственноручной подписью автора есть в собраниях многих музеев и коллекционеров. В частности, кое-что из представленного в DI Telegraph можно было увидеть на выставках livre d'artiste в ГМИИ имени Пушкина. Но если у музея была задача познакомить зрителей с самим феноменом «книги художника», то задача «Люмьер-холла» — ввести зрителей в мир образов Дали.

В экспозицию вошло в общей сложности более сотни листов из серий «Божественная комедия», «Бестиарий Лафонтена», «Озорные сны Пантагрюэля», «Далинианские лошади», «Воспоминания Казановы», «Песнь Песней царя Соломона», «Дон Кихот» и «Фауст». Разумеется, все эти циклы представлены фрагментарно (у Дали только «Божественная комедия» содержит 100 иллюстраций). И внятной кураторской концепции в выборе не прослеживается. С другой стороны, для публики, только начинающей знакомство с творчеством Дали, именно такой подход оптимален.

В работах из разных серий можно увидеть претворение основных тем и символов художника. Так, в «Озорных снах Пантагрюэля» — это растекающиеся наподобие знаменитых часов предметы, фирменные подпорки и бесчисленные аллюзии на живопись Босха; в «Воспоминаниях Казановы» — галерея эротических образов. А в «Божественной комедии» и «Песне Песней царя Соломона» — ироничная интерпретация религиозных сюжетов.

Разношерстность представленных работ в случае с Дали не выглядит недостатком: само его творчество столь же пестрое и внешне легкомысленное. И, как оказывается, бесконечно более яркое и живое, чем любые мультимедийные вариации, которые в данном случае выглядят как симпатичное, но необязательно дополнение к подлинному искусству Дали — реальному и сюрреальному одновременно.

Читайте также
Прямой эфир