Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

«В стране сформировался определенный тип потребителя-консьюмериста»

Результаты исследования в интервью «Из­вес­тиям» прокомментировал председатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов
0
Алексей Фирсов: «Опрос фокус-групп показал, что далеко не все отечественные продукты соответствуют потребностям людей. Люди с опасением относятся, например, к пальмовому маслу в составе продуктов, к красителям и так далее» | Фото: Владимир Гердо
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Проводились ли раньше подобные исследования и что вы можете сказать о динамике изменения показателей?

Это исследование — второе, первое мы проводили год назад. Интересно, что многие цифры совпадают. Это говорит, с одной стороны, о корректности измерений, а с другой, что результаты нынешнего исследования — не сиюминутные показатели, а уже устоявшиеся тренды. То есть в обществе сформировались определенные нормы потребительского поведения.

Современный российский покупатель — какой он?

Этот человек выбирает сетевой магазин, при этом он смотрит на сеть не просто как на посредника: современный ритейл формирует индивидуальный тип потребления, индивидуальный вкус, позволяет человеку выразить себя таким образом — через потребление. И где бы ни находился сетевой магазин, в нем покупатель встречает уже известный ему определенный стандарт. Я согласен с тем, что одна из причин выбора магазина — его доступность. Сегмент магазинов «у дома» все равно остается, такие магазины никуда не исчезли, но они проигрывают с точки зрения ориентации на потребителя. По уровню цен и качества товаров люди предпочитают сети. Среди небогатых потребителей есть даже такой «спорт» — найти, где промоакция, где скидка на определенный товар, покупатели «охотятся» за этим. Хотя, если сравнивать долю сетей у нас и за рубежом, Россия здесь отстает: 50% у нас и до 90% в некоторых европейских странах.

Важная часть исследования посвящена отношению населения к административным ограничениям, связанным с ценой на базовые продукты. Можно ли ожидать, что в периоды экономичес­ких кризисов или стагнаций появится высокая доля сторонников таких ограничений?

Мы хотели оценить вероятность этой ситуации, тем более что в прош­лом году в рамках пакета, который предлагала депутат Яровая, эти варианты обсуждались и частично были внедрены в той или иной форме. Однако исследование показало, что в стране сформировался определенный тип потребителя-консьюмериста, который с недоверием относится к вмешательству в такую личную сферу, как потребление. Доля сторонников жесткого регулирования оказалась невелика: 14% респондентов — ядро, которое стремится зафиксировать цены на базовые продукты в интересах малоимущих. Не такое уж и большое для страны, известной своими «левыми» симпатиями. 32% — это взвешенная часть населения, которая допускает сочетание различных мер для регулирования цен. А вот 50% населения не поддерживают никаких форм административного вмешательства в ценообразование. Это очень интересно, так как показывает, что большая доля населения страны полностью перешла в рыночную парадигму.

А с чем, по вашему мнению, связано столь различное отношение людей к данному вопросу?

По этому, как и по многим другим социальным вопросам, население у нас не консолидировано — это особенность переходных периодов. Переходных — в смысле долгосрочных исторических циклов, когда одна часть людей смотрит на одни ценнос­ти, другая — на другие. Достаточно посмотреть на возраст опрошенных групп: сторонники ограничения цен — это в основном поколение среднего возраста, пережившее шок 90-х, но их заметно меньше среди молодежи и, как ни странно, людей старшего поколения. По всей видимости, сработала память о Советском Союзе, где были фиксированные цены, но при этом ограниченная линейка продуктов и дефицит.

Согласно результатам исследования, большинство населения главной задачей государства в сфере регулирования продовольственного рынка видит поддержку отечественного производителя. Значит ли это, что продукты российского производства нравятся потребителям?

Нет, опрос фокус-групп показал, что далеко не все отечественные продукты соответствуют потребностям людей. Люди с опасением относятся, например, к пальмовому маслу в сос­таве продуктов, к красителям и так далее. Скрытый вред от некачественных продуктов беспокоит потребителей больше, чем вопросы экономии. Но, может быть, это и есть повод для того, что государство должно поддерживать российского производителя? Поддерживать, чтобы качество продуктов улучшалось. Ведь второй по популярности ответ как раз о качестве: люди видят задачу государства в контроле качества продовольствия.

Читайте также
Прямой эфир