Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Экспорт образовательных услуг

Ректор РГСУ Наталья Починок — о продвижении российских вузов в мире
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Долгое время для высшего образования в России главной проблемой была интеграция в мировое научное и образовательное сообщество. На это была направлена реформа высшей школы, под это «затачивались» программы государственной поддержки, это было главным критерием в рейтингах вузов.

Ни в коем случае не хочу усомниться в важности интеграционных процессов. Мировая наука — явление, не имеющее жестких национальных границ, и изоляционистские процессы почти всегда приводят к снижению научного потенциала. Но не забываем ли мы подчас, что кроме интеграции на мировой арене существуют и процессы глобальной конкуренции? А конкуренция — это всегда борьба. Страны активно борются за рынки, на которые можно экспортировать образовательные услуги, экспорт образования во многом определяет влиятельность страны на мировой арене. Причины очевидны: образовательная модель влияет на научное развитие страны, на спектр технологических предпочтений и в первую очередь на образ мышления ее жителей, на их политические взгляды и геополитические предпочтения. Кроме прочего, экспорт образования является прибыльным делом, сочетая в себе, таким образом, эффекты «мягкой силы» с экономической выгодой.

Показателен в этом смысле пример Великобритании. Львиной долей ее доходов, равно как и ее влиянием на национальные элиты зарубежных государств, она обязана реализации британских образовательных программ, а также образовательных и профессиональных стандартов за рубежом. В Великобритании только 40% иностранных студентов обучаются на территории страны. Остальные 60% обучаются на образовательных программах, которые реализуются английскими вузами за рубежом либо по франшизе, либо на базе своих зарубежных филиалов.

Что в этой области делает Россия? К сожалению, у нас в последнее время импорт образования очевидно преобладает над экспортом. Взять, к примеру, проект «5-100», который был запущен в 2013 году для укрепления конкурентных позиций наших университетов на глобальном рынке образовательных услуг. Видимым результатом проекта ставится задача продвижения российских вузов в западных рейтингах университетов. В качестве одного из главных результатов проекта заявлено, среди прочего, повышение численности зарубежной профессуры в наших вузах. Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности сотрудников университетов — участников проекта с начала его реализации в среднем увеличилась в 4,5 раза. Государство выделило деньги на привлечение иностранной профессуры. Профессура привлечена, вузы несколько улучшили свои позиции в западных рейтингах, отчеты сданы.

И это было бы прекрасно, если бы не одно «но». Имея серьезные программы, которые, по сути, сводятся к импорту образования, к подстройке нашей образовательной системы под стандарты Запада, мы не имеем сколько-нибудь глобальной государственной программы развития его экспорта.

Возможно, в мире нет никого, кто интересовался бы нашими образовательными программами и стандартами? Опыт показывает, что есть. Российское образование долгое время было эталоном для образовательных систем всего мира и сегодня всё еще является серьезным брендом на рынке. Примером может служить Российский государственный социальный университет. Сегодня доля иностранных студентов у нас превысила 10% и постоянно растет. Работают филиалы РГСУ в Белоруссии и Киргизии, открыты представительства РГСУ на Кубе, в Колумбии и Аргентине, реализуются программы высшего и дополнительного образования в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, активно развивается сотрудничество с образовательными центрами Восточной Африки.

Очевидно: спрос в мире на российские образовательные услуги есть — необходимо обеспечить адекватное предложение. И вот тут возникают определенные трудности. В нашей стране практически нет опыта маркетинга образовательных услуг и стандартов на внешних рынках. А такой продукт, как известно, сам себя не продаст. Необходимо, как минимум, провести серьезную работу по написанию образовательных и профессиональных стандартов на иностранных языках в доступной форме (схемы, таблицы, графики). Нужно организовать продвижение этих стандартов по линии представительств Россотрудничества и наших диппредставительств. Необходим контроль реализации этих стандартов на внешних рынках со стороны российских экспертов.

Отдельная тема — экспорт наших образовательных продуктов с применением дистанционных технологий. Весь мир учится в интернете, и здесь мы пока серьезно отстаем. Необходимо продвижение на государственном уровне существующих в России платформ открытого образования, перевод лучших курсов платформ открытого образования на английский, испанский, китайский и арабский языки. В первую очередь речь должна идти о продвижении крупнейших платформ: openedu.ru и universarium.org.

Всё это, естественно, подразумевает серьезный пересмотр образовательной базы. Потребуется внести соответствующие изменения в федеральный закон об образовании, введя понятие «франчайзинг образовательных программ», упростить процедуру открытия филиалов вузов РФ за рубежом.

По сути, сегодня нам нужна развернутая государственная программа поддержки и совершенствования экспорта образования и российских образовательных и профессиональных стандартов на мировые рынки. Чем быстрее такая программа будет принята, тем больше шансов будет у нашего образования занять достойное место в мире.

Автор — ректор РГСУ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир