Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посол КНР предупредил Новую Зеландию о негативных последствиях участия в AUKUS
Армия
Расчет ПТРК «Корнет» уничтожил группу БМП ВСУ в приграничном районе Курской области
Авто
Водителям с непогашенной судимостью могут запретить перевозить детей
Армия
Армия России освободила Новую Ильинку в ДНР
Мир
Маск назвал ненормальным запрос Байдена о выделении $24 млрд на помощь Украине
Общество
Путин официально установил День морской пехоты 27 ноября
Политика
СФ одобрил закон об оборотных штрафах для компаний за утечку персональных данных
Происшествия
Машина взорвалась около жилого дома в Подмосковье
Мир
Захарова заявила об искажении Западом данных о применении «Орешника»
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил боевиков ВСУ в Курской области
Общество
Челябинского маньяка отправили на принудительное лечение
Общество
«Ростелеком» отменил наценку за пользование услугами мобильной связи в Крыму
Общество
Почти 50% россиян признались в желании стать самозанятыми
Армия
МО опубликовало кадры боевой работы по захвату блиндажей ВСУ в Курской области
Экономика
Депутат Гаврилов напомнил родителям платить налоги за детей
Мир
СМИ сообщили об отстранении советника Трампа от встреч переходной команды
Мир
Спецборт МЧС доставил 28 т гумпомощи для жителей сектора Газа
Здоровье
Врач посоветовала есть не более 20–30 г шоколада в день

Два триллиона нарушений при госзакупках

Самый популярный способ коррупции — проведение конкурса с условиями под конкретную компанию
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Объем нарушений при госзакупках составляет 2 трлн рублей в год — такая оценка дана в исследовании Института экономической политики Гайдара. Самая популярная коррупционная схема при организации госзакупок — проведение конкурсов с такими условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания. Также в исследовании оценивались нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты. Расходы федерального бюджета на госзакупки составляют 16 трлн рублей в год.

По итогам выборочного мониторинга Институт Гайдара установил, что более 60% закупок осуществляются с нарушениями. Среди государственных закупок по неконкурентности лидирует федеральный уровень (32,9%), на втором месте муниципальный уровень — 19,6% закупок, на третьем — региональный: 8%. Остается довольно низким и среднее количество заявок в случае конкурентной закупки — около трех на один лот в 2016 году.

Потери от неконкурентного поведения при госзакупках составляют минимум 2 трлн рублей в год, рассказал «Известиям» старший эксперт института Гайдара Сергей Жаворонков. Это одна восьмая всех средств, которые отпускает государство на госзакупки.

В 2010 году, будучи президентом, Дмитрий Медведев в послании отметил: «По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты, и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей».

Институт Гайдара для исправления ситуации с коррупцией дает ряд рекомендаций. В частности, предлагает установить перечень конкурентных способов осуществления закупок, выработать типовое положение о закупках и унифицировать условия авансовых платежей. Также в институте считают необходимым ужесточить ответственность за нарушения при проведении тендерных процедур и несвоевременную оплату закупок — как для должностных, так и для юридических лиц.

— Законодательство должно быть конкурентным. Не должно быть таких условий, что, как говорится, подходят только те, у кого нос крючком и хвост пятачком, и т.д. Нужно убрать предквалификацию, а также требования при конкурсах на разработку месторождения о том, чтобы у потенциального недропользователя обязательно была нефтепереработка в Ростовской области, — рассказал Сергей Жаворонков. — Убрать субъективизм, условия, которые подстроены под определенного покупателя.

В частности, в исследовании приводятся примеры подобных тендеров: конкурс 2001 года на крупный участок нефтяных месторождений «Вал Гамбурцева» в Ненецком АО, в котором выиграла малоизвестная компания «Северная нефть»; Талаканское нефтегазовое месторождение, которое досталось небольшой компании «Саханефтегаз», а также конкурс на огромные месторождения имени Требса и Титова 2010 года и на Гавриковский лицензионный участок в Ханты-Мансийском автономном округе 2015 года, победителем в котором стала аграрная компания «Юг Руси», хотя ее основным бизнесом является производство подсолнечного масла.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отметил, что уровень коррупции при госзакупках пошел на спад в 2012–2013 годах.

— Тенденция на спад коррупции началась после усиления мер ответственности, реальных случаев тюремного заключения за взятки при закупках, усиления контроля и, как ни странно, начала кризиса, — отметил он. 

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян считает цифру в 2 трлн завышенной.

 — На первый взгляд многовато. Думаю, что усилия Минэкономразвития, Казначейства и электронных торговых площадок по ФЗ-44 вполне реальны. Бизнес видит улучшения, поэтому я бы приблизительно назвал 1 трлн, — прокомментировал он исследование.

Старший юрист юридической компании «Мосты» Андрей Неижко считает, что коррупция в сфере госзакупок чаще всего связана с монополией в узкоспециализированных сферах.

— В принципе закон о госзакупках достаточно четко всё регулирует. Проблема в том, что у нас в определенных узкоспециализированных сферах не развита конкуренция. Например, в сферах медицины и обороны. Здесь сложно избежать сговора, поскольку необходимый продукт действительно может быть только у одного поставщика. Также очень многое зависит от цены закупки. Чем она выше — тем больше вероятность коррупции, — считает Андрей Неижко.

Замглавы ФАС Рачик Петросян отметил, что оценка Института Гайдара по объему коррупции в сфере госзакупок в размере 2 трлн рублей «удивительным образом совпадает с объемом закупок, проводимых в форме бумажного конкурса».

В пресс-службе Минфина не ответили на запрос «Известий».

 

Читайте также
Прямой эфир