Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

От «Магазина» до «Лондона»

Народный артист России Авангард Леонтьев — о формуле выживания региональных театров
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Тобольске завершился XV фестиваль театров малых городов России, в котором приняли участие 15 коллективов. Каждый день мы, члены жюри, отсмотрев по 2–3 спектакля, обсуждали их с участниками фестиваля. Артисты и режиссеры услышали мнение профессионалов о своей работе, смогли посмотреть все фестивальные работы коллег, побывать на обсуждении. Для них это большая школа, своеобразный мастер-класс.

К своему радостному удивлению я обнаружил, что труппы театров малых городов изобилуют прекрасными артистами. В них есть страсть к игре, люди живут этим. И работают очень мужественно, хотя, по сути, существуют на скудных хлебах. Это самое главное впечатление, которые я вынес из фестиваля. Было очень много хороших молодых артистов, составляющих костяк трупп. Молодые актеры остаются в своих городах, а не бегут сниматься в московских сериалах. Играют они хорошие роли, потому что на них держится репертуар. Не только отечественный, но и мировой.

Например, я свой личный приз председателя жюри вручил Виталию Шемякову за роль Скапена в спектакле «Разводки по-итальянски» по мотивам пьесы Мольера «Проделки Скапена». Постановку привез Нижневартовский городской драматический театр. Это очень корректная и минимальная текстовая адаптация. Некая пародия на итальянскую мафию, но очень удачная. Спектакль — легкий, озорной и веселый. Сама постановка лично мне понравилась, хотя консолидировать жюри во мнении о лучшем спектакле большой формы не удалось. Были разные предложения. Поскольку мнения поляризовались, то мы решили не присуждать приз спектаклю большой формы, а выдать два приза малым спектаклям.

Первую награду получил «Магазин» по пьесе Олжаса Жанайдарова, поставленный Эдуардом Шаховым в Альметьевском театре. Это очень сильная работа, демонстрирующая хорошее состояние русской актерской школы. Кроме того, он прекрасно сделан режиссером. Артисты играли на татарском языке с сурдопереводом. На сцене — две актрисы, одна — хозяйка магазина, вторая — подчиненная. В постановке отчетливо прослеживаются нравы жестокого хозяйствования, когда руководители превращают подчиненных в рабов. Спектакль очень актуальный, потому что, к сожалению, люди порой именно так и взаимодействуют. Постановка взывает к сочувствию, и актрисы доносят этот посыл до зрителя.

Второй спектакль-победитель — «Лондон» Новокузнецкого театра, поставленный Сергеем Чеховым по пьесе Максима Досько. В нем актеры помещены на котурны — такая отсылка к античному театру в Греции. Один из артистов изображает мифологического героя. На нем надета набедренная повязка, грим покрывает тело от кончиков волос до пяток, в результате персонаж напоминает античную скульптуру. На самом деле этот герой — современный сантехник-философ из Белоруссии. За хорошую работу его награждают поездкой в Лондон. Собственно, спектакль о том, как человек тоскует на чужбине и спешит вернуться на Родину.

Постановка отличается необычным, я бы сказал, хайтековским стенографическим решением, то есть очень выразительно и занятно выглядит. Но актеры, на мой взгляд, слишком функциональны. Тем ни менее мы решили, что в целом спектакль достоин того, чтобы разделить главный приз. Обе эти постановки — и «Лондон», и «Магазин» — будут представлены в Москве на сцене Театра Наций — одного из организаторов фестиваля.

Юбилейный фестиваль был организован довольно щедро, в том числе благодаря Министерству культуры России, но за время фестиваля я понял, что театрам в малых городах России приходится несладко. Каждый выживает по-своему, хотя какое-то посильное содействие руководство городов всё же оказывает.

Театры работают и демонстрируют интересные результаты. Это не означает, что тем, кто помогает театрам и думает об их будущем, пора почить на лаврах, наоборот — нужно не расслабляться. Все дорожает, в том числе перевозки, материалы, коммунальные услуги. Финансирование же театральных коллективов довольно скудное. Будем надеяться, что общими усилиями какие-то формулы адекватной жизни театров малых городов России все-таки будут найдены.

Автор — председатель жюри Фестиваля театров малых городов России, актер МХТ им. А.П. Чехова

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир