Авиадебоширов отстраняют от полетов
Госдума планирует рассмотреть законопроект о черных списках авиапассажиров во втором чтении 7 июня. Ранее профильный комитет рекомендовал его к принятию, существенно переработав текст. В новой редакции подробно описаны причины и процедура включения дебошира в реестр, а также исключительные случаи, когда человеку не могут отказать в перелете. Как ожидается, закон будет принят до конца весенней сессии.
Уже завтра Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в Воздушный кодекс РФ, которые позволяют авиаперевозчикам отказывать в услугах по перелету так называемым авиадебоширам, а также официально публиковать их данные на сайтах компаний. Профильный комитет по транспорту и строительству Госдумы после длительных консультаций с правовым управлением нижней палаты доработал текст законопроекта, рекомендовав принять его во втором чтении.
Документ был внесен в апреле 2012 года депутатами от ЛДПР Ярославом Ниловым и Андреем Свинцовым. Изначально авторы предлагали добавить в Воздушный кодекс РФ новую статью 107.1, которая позволяла бы перевозчикам в одностороннем порядке отказывать в услугах тем, кто допустил за последние пять лет нарушение правил поведения на борту или не выполнил распоряжение командира судна, создав тем самым угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других пассажиров. Авиакомпаниям также давалось право формировать и публиковать списки пассажиров-нарушителей.
Однако после критических отзывов правового управления Госдумы последняя редакция законопроекта, рекомендованная комитетом к принятию во втором чтении, претерпела значительные изменения.
Так, согласно законопроекту, командир воздушного судна получит право высадить дебошира в ближайшем аэропорту, а если в его действиях усмотрят признаки правонарушения или преступления, то передать его правоохранительным органам. Перевозчику дадут право обрабатывать персональные данные пассажиров «в соответствии с действующим законодательством» для внесения их в реестр.
Включение в реестр
Основанием для включения в список нарушителей (и, соответственно, ограничения на перелеты) может служить вступившее в законную силу решение суда, назначившего наказание за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна (ст. 11.17 КоАП), а также признание его виновным в хулиганстве или совершении действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортного средства (ст. 213 и 267.1 УК соответственно).
Решение о включении в реестр должно быть принято в срок не позднее тридцати дней со дня получения перевозчиком соответствующего постановления суда. Поправки, обязывающие направлять перевозчику постановление суда, предлагается внести и в КоАП, и в УПК.
Исключение из правил
В законопроекте появились и «исключительные случаи», в которых дебоширу не смогут отказать в перелете: если он возвращается в Россию из страны, откуда можно вернуться только самолетом, если гражданин подлежит депортации, направляется к месту лечения, сопровождает инвалида, а также направляется к месту погребения родственника. Все эти случаи должны быть подтверждены документально.
Позиция авторов и комитета
Исключать авиадебошира из реестра, согласно законопроекту, должны через один год. Ранее глава профильного комитета по транспорту Евгений Москвичёв заявлял, что этот срок может увеличиться до трех лет, однако в тексте поправок, опубликованном на официальном сайте Госдумы, он не изменился.
— Выйти на второе чтение нам удалось благодаря активной позиции Минтранса и комитета по транспорту, а также поддержке крупнейших отечественных авиакомпаний. Как показывает практика, на всех популярных туристических направлениях случаются дебоши, поэтому мы должны дать дополнительную возможность командиру и бортпроводникам обеспечить комфорт и безопасность остальных пассажиров, — пояснил «Известиям» автор проекта Ярослав Нилов.
В третьем чтении законопроект рассмотрят до конца весенней сессии. Согласно новой редакции, закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования. Таким образом, он начнет действовать с 2018 года.