Чудная корпорация


Советник президента РФ по экономике А.Н. Илларионов на рубеже времен прославился окончательно. В разгар праздников, когда все засыпает - и человек, и зверь, и птица, и только сатирик Е.В. Петросян неустанно бодрствует, администрация президента РФ все-таки нашла силы прервать оцепенение, чтобы <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/politic/article960733">разжаловать А.Н. Илларионова из шерп</A>, готовящих участие России во встрече G8. Очевидно, советник так допек начальника своими смелыми новогодними выступлениями, что ради него канцелярия была даже вынуждена прервать спячку.<BR><BR>Другое дело, что ради столь загадочного решения вряд ли стоило и прерываться. Можно было спать дальше, поскольку вся казусность речей и публичных жестов А.Н. Илларионова была связана не с тем, что он шерпа (о чем никто, кроме узкого круга лиц, даже и не помнил), а с тем, что он персональный советник президента, т.е. фигура, связанная с последним узами личной лояльности и взаимного доверия. Объявление находившегося, сколь можно понять, на контроле президента аукциона с "Байкалфинансгруп" "аферой года", приветствия, обращенные к "оранжевой революции", в которой В.В. Путин не очень преуспел со своей личной дипломатией, констатация того, что 2004 г. был годом великого перелома, ознаменовавшего переход к принудительно направляемой экономике, осуждение политических реформ последнего года и, наконец, демонстративное выражение личных симпатий личному же врагу В.В. Путина М.Б. Ходорковскому - со всем этим можно соглашаться или не соглашаться, исходи оно от абстрактного Андрея Николаевича или Сидора Карповича. Если же учитывать занимаемую Андреем Николаевичем должность, усмотреть здесь хоть какую-то лояльность затруднительно. Оттого было замечено, что все оно, возможно, и хорошо, и правильно, но еще правильнее и безупречнее оно смотрелось бы вкупе с заявлением об отставке.<BR><BR>В ответ на то люди прогрессивных взглядов предложили конструкцию, согласно которой принципы служебной лояльности - "сперва отставка, а потом обличения", безусловно обязательные при демократии, нимало не обязательны при диктатуре, выступая против которой нет нужды обременять себя лишней щепетильностью. См. иллюстрацию: 86% граждан, позвонивших на радио "Эхо Москвы", посчитали, что А.Н. Илларионову не следует подавать в отставку - хотя трудно представить себе, что большая доля из этих 86% сами согласились бы, будучи руководителями, сносить такое поведение подчиненных. Тут налицо, конечно, и крайнее отчуждение от власти, в сношениях с которой, по мнению отвечающих, стеснять себя нечего, и принцип "наши отважные разведчики vs. их презренные шпионы", однако налицо еще и непонимание принципов госслужбы, того, что в самом раздемократическом государстве есть обладатели мандата, могущие в его рамках позволять себе то или иное, и есть чиновники, связанные нормами служебной лояльности. Есть мандат депутата, есть мандат губернатора, был в известном смысле мандат 1-го секретаря МГК КПСС Б.Н. Ельцина, в 1987 г. обличившего тех, кто забалтывает перестройку, - но мандат советника в природе отсутствует. Депутата, губернатора, 1-го секретаря избрали граждане или же партийцы и поручили ему проводить некоторую линию, советника же избрал лично президент в качестве доверенного чиновника, проводящего линию президента. Если расхождение с линией сделалось абсолютным, а ни о каком взаимном доверии (без которого сотрудничество бессмысленно) уже не может быть и речи, сохранение за советником должности будет лишь выражением неприличия.<BR><BR>Когда правитель, получив от своего подчиненного ряд тяжких обвинений, в ответ увольняет его от службы, это - безотносительно к тому, сколь верны они были, - воспринимается как ответ: "Нет, я отвергаю эти обвинения и считаю их несправедливыми, а тот, кто позволяет себе такие несправедливые речи, больше не будет со мной работать". Если обвинитель сохраняет пост советника, т.е. не получает ответа на свой вызов, ответ звучит уже совсем иначе: "Да, вот такой я, и мне совершенно безразлично, что об этом говорит хоть советник, хоть кто бы то ни было". В первом случае это отстаивание позиции и защита достоинства не только президента как личности, но и президента как института. Во втором - это демонстрация презрения к человечеству, а попутно - еще и показ общего качества государственной машины, где уже понятия ни лояльности, ни затронутой чести, ни, наконец, простой эффективности - ведь советника по экономике de facto все равно больше нет, а для чего-то же эта должность нужна - никого уже не интересуют. Демонстрация того, сколь чудным чудом является тамошняя корпоративная этика.