Недоверие по-думски


Спору нет, украинские братья сильно учудили, 10 января о<A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/world/article3050172" target="_blank">тправив свое правительство в отставку </A>и при этом забыв, что при существующих переходных положениях непонятно, как формировать новое. За этим эффектным политическим ходом несколько затерялось пришедшееся на тот же день не менее интересное начинание наших парламентариев.<BR><BR>Они устали терпеть пренебрежительное к себе отношение со стороны правительства, министры которого (включая и первого министра) постоянно нарушают сроки предоставления официальных заключений на думские законопроекты. От этого и законы подвисают, и Совет думы обратился к правительству "с просьбой рассмотреть возможность депремирования" презрительных министров. О чем прессе и сообщили спикер Б.В. Грызлов и первый вице-спикер Л.К. Слиска. <BR><BR>История взаимоотношений правительств с парламентами знает много разных коллизий и драматических случаев - от торжественного возгласа "Власть исполнительная да склонится перед властью законодательной" и до отрубания венценосной головы по приговору парламента, однако впервые в истории мирового парламентаризма в качестве довода используется тринадцатая зарплата министров и письмоводителей. До сих пор такой прием использовался скорее в борьбе за бытовую нравственность советских рабочих и служащих. Например, если работник попадал в вытрезвитель, на предприятие приходила "телега" из милиции, по итогам которой провинившегося депремировали и переносили отпуск на зимнее время (тогда не было принято ездить в Куршевель). Впрочем, если речь шла о более или менее высокопоставленном работнике (а сегодня у нас речь идет о министрах), использовалось более эффективное воздействие по партийной линии. Лишение тринадцатой зарплаты и тогда применялось лишь к людям низкого звания.<BR><BR>Вполне можно допустить, что и спикер, и вице-спикер по особенностям своей трудовой биографии дышат преданьями советской старины - но нельзя же ими дышать с такой верностью. Ведь штука не в том, что думцы вообще не вправе наказывать министров, а в том, что у них, напротив, есть куда более сильные средства наказания, нежели профкомовское депремирование, причем средства эти прописаны не в какой-то секретной инструкции, а в Основном законе РФ, ст. 117-3 которого гласит: "Государственная дума может выразить недоверие правительству РФ. Постановление о недоверии... принимается большинством голосов от общего числа депутатов". Законодатель традиционно не ограничивает понятие недоверия дополнительными дефинициями, чем утверждается автономия законодательной власти. Не нравится министр или - тем более - вся коллегия, вот и недоверие. Ибо парламент, распоряжаясь кошельком (не тем, в котором тринадцатая зарплата, а всем кошельком государства), вправе видеть в качестве управляющих тех, кто относится к нему с должным почтением, а отнюдь не третирует. Тем более что оргвыводы в отношении или правительства или Думы принимаются лишь после повторного в течение трех месяцев вотума недоверия, так что первое предупреждение - если уже так накипело - можно произвести даже и без риска излишней дестабилизации.<BR><BR>Но, похоже, дело было не в особой осторожности думцев, а в искреннем забвении того, что они есть отдельная ветвь власти, которая обладает достаточными правомочиями, чтобы поставить министров на место в части соблюдения порядка. Когда закон делается листком бумаги, о нем забывают не только в тех случаях, когда его соблюдение реально угрожает существованию системы. По привычке о нем уже не помнят даже в таких ситуациях, когда оглядка на него ничему не угрожает, а только позволяет избежать ненужного неприличия.