Амок в синагоге


В новелле Стефана Цвейга, написанной век назад, колониальный врач из Малайи рассказывает, что такое "амок" - "бешенство, припадок бессмысленной, кровожадной мономании", когда человек "сидит, отупевший, равнодушный, вялый... и вдруг вскакивает, хватает нож, бросается на улицу etc.". Врач связывал амок с вредным тропическим климатом, однако опыт показывает, что припадки кровожадной мономании встречаются в самых разных климатических поясах. Ей бывают подвержены и американцы (расстреляние соучеников в школе), и швейцарцы (расстреляние членов кантонального парламента), и <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/comment/article3053918" target="_blank">русские </A>(амок в синагоге на Б. Бронной). Тем не менее московский амок сразу вызвал желание связать его с нашим политическим климатом и объявить, что разум А.А. Копцева помрачился не в результате непредсказуемого стечения разных обстоятельств - но вполне предсказуемым и ожидаемым образом, ибо в стране с такими нравами и обычаями чей-то нестойкий разум обязательно должен был помрачиться. <BR><BR>Доля правды в этом есть. Если долго и упорно калить ненависть (всего лишь чисто словесную, никаких призывов, которые можно подшить к делу), то рано или поздно найдется безрассудный дуралей, который захочет довести речи, исполненные ненависти, до логического конца, претворя чьи-то словесные упражнения в нож или пулю. Надо только осознавать, что несомненной причинно-следственной связи между действиями всякого дуралея и безответственными речами все же нет. Невозможно знать, отчего именно у него в голове произошло короткое замыкание. Дуралей на то и дуралей, что последнюю милю в рассуждениях проходит самостоятельно - а она-то и есть переход от приевшегося ненавистнического гундения к прямому действию. При этом надо понимать, что само по себе каление ненависти, сколь бы отвратительным оно ни было, достаточной причиной для действия не является - нужно искомое замыкание, а оно непредсказуемо. Более того, каление ненависти (resp.: дурная общественная атмосфера) не является даже и необходимым условием. Просто, когда дуралей бегает с ножом в неблагоустроенной стране, говорят: "Вот видите, все к этому шло", а когда дуралей режет в стране благоустроенной, говорят: "В тихом омуте черти водятся". Крепость заднего ума всегда велика.<BR><BR>Все, что мы можем с точностью сказать - это то, что беспрепятственное распространение конспирологических умствований в принципе опасно, поскольку увеличивает вероятность, что некоторого дуралея замкнет на этом. Хотя это к многим умствованиям относится. Если посмотреть освободительные интернет-рассуждения о преступлениях Кремля (который, как мы тут узнали, и акцию на Б. Бронной устроил в видах переизбрания Путина в 2008 г.), то все злодеяния мирового кагала на этом фоне покажутся детской шуткой. Рано или поздно и тут дуралей найдется, и не прикажете ли наряду с фашизой и демшизу закрывать? Вопрос не праздный. В ноябре 2005 г. под Вязьмой подорвали часовню, а пойманный взрыватель объяснил, "что в этом месте (Поле Памяти возле д. Красный Холм. - <I>М. С.</I>) погибли солдаты различных конфессий, поэтому нельзя устанавливать" только православную часовню - нужны еще мечеть и костел. Рассуждение хоть нашим лучшим правозащитникам впору - их тоже закрывать?<BR><BR>Оргвыводы вправду необходимы, но другие. Если бы преступления на национальной почве жестко и повсеместно карались, это все равно не избавило бы от появления дуралеев, но это сильно затруднило бы построение рассуждений насчет коричневой России и русского фашизма. Когда в стране исправно работает полиция, такую страну сложнее обвинять во всех немыслимых грехах. Хотя обвинять все равно будут, но совесть будет чище, а обвинители - еще глупее.