"Единая Франция"


Нестихающая волна <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/world/article3008467" target="_blank">погромов во Франции </A>не могла не привлечь всеобщего внимания - в том числе и в России. Все-таки Франция не Буркина-Фасо, ее роль и в мировой политике, и в русской культуре достаточно велика, чтобы нынешние события задели всех.<BR><BR>Итогом же обсуждения стала крайняя обида, зеркальным образом повторившая сходные обиды русских на то, как чужеземцы обсуждают проблемы России. Конечно, возможна точка зрения, согласно которой француз и может, и должен непререкаемо учить русских, тогда как обратное недопустимо. Quod licet Iovi non licet bovi. Хотя многие именно это и хотели бы сказать, они сталкиваются с двумя трудностями. Настаивая на высочайшей политкорректности в отношении арабских погромщиков, которых нужно понять и полюбить, неудобно тут же отрицать всякую политкорректность по отношению к русским, которым подобает сидеть и помалкивать. Довод же о том, что нации успешные имеют право судить других, а у неуспешных такого права нет, сегодня плохо работает, поскольку к нынешним французским делам слово "успех" не слишком подходит. Возможен, конечно, нулевой вариант на основе взаимности - "Не лезьте своим поганым рылом в наш французский (resp.: советский, российский etc.) огород", - но тогда мало что остается от универсальности общечеловеческого учения, на каковую оно вроде бы претендует.<BR><BR>Но в любом случае обида от стороннего обсуждения горька, потому что point обсуждения не столько даже в неуместных советах (что делать, никто не знает толком), сколько в недоумении по поводу европейской свободы. Да, конечно, на Западе царит высочайшая культура, но дружный хор, произносящий исключительно сознательные речи о том, как нужно понять погромщиков и проникнуться их непростыми проблемами, несколько смущает. Все-таки обыватель везде обыватель и ему всегда не нравится беспорядок.<BR><BR>Тем более такой беспорядок, при котором жгут машины, автобусы и публичные здания, а ему, обывателю, предлагают сердечно понять поджигателей и вынуть из своего кармана побольше денег для их удовлетворения. Слово "сантимник", т.е. человек, готовый удавиться за лишнее су, как-никак было во Франции придумано, а тут никакой скаредности, сказано заплатить - заплатим. Казалось бы, по законам простой статистики должны были найтись недостаточно развитые граждане с вопросом "Какого черта?", а равно и выразители интересов такой страты - но вот не нашлись. По собственному опыту мы знаем, что в телевизоре далеко не всё говорят из того, что люди думают, но если не ограничивать познание мнений телевизором, а искать чуть пошире, то найти "Какого черта?" - причем по самым разным поводам - большого труда не представляет. Откуда в конце концов инопресса цитаты берет? Здесь же все как в рот воды набрали.<BR><BR>Впрочем, если посмотреть в прошлое, выяснится, что такая высокая сознательность и прежде имела место. Десять лет назад в той же Франции месяц длилась всеобщая ж.-д. стачка. Не ходил ни один поезд, включая и метро. И тогда действовало правило "Не скажи ни единого слова про стачечников" - хотя не одни железнодорожники наши ближние, есть и другие группы общества. В Италии же 70-х, где железнодорожники бастовали по поводу, без повода и когда захочется, сказать "Какого черта?" было и вовсе смерти подобно. Вступала в силу несокрушимая логика: "При Муссолини поезда ходили по расписанию, ergo - кто требует, чтобы они и сегодня ходили по расписанию, тот фашист". Обыватель, может, про себя и ворчал, но публичные ораторы блюли дисциплину. Когда СМИ, высшая школа etc. строго схвачены, запись в фашисты означает гражданскую смерть - и кому же хочется?<BR><BR>Мы же не удивляемся, когда чиновники, бизнесмены, депутаты, аналитики, тесно связанные с Кремлем, поражаются немотой при обсуждении некоторых вопросов, при том что очевидно, как у них внутри накипело. Но причиной немоты может быть не только Кремль. Представим себе, что "Новая газета" с "Эхом Москвы" достигли монополии в СМИ и в политике. Плюрализм сохранится, но по нынешнему французскому образцу, когда споры есть, но только о том, как бы слаще ублажить погромщиков. Сетуя - и справедливо - на отечественную мозгопромывочную машину, нужно понимать, что наша машина ржавая и халтурная. Пример андроидов из "Единой Франции" показывает, какие настоящие машины бывают.