Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg узнало о предложении Трампа выделить $1,01 трлн на нацбезопасность
Общество
Близкие и коллеги корреспондента «Известий» Федорчака почтили его память в Крыму
Мир
Шольц призвал не торопиться с запретом партии «Альтернатива для Германии»
Мир
Принц Гарри проиграл суд по делу о госохране в Великобритании
Мир
Reuters узнало о планах Euroclear выплатить инвесторам €3 млрд из активов РФ
Мир
Трамп предложил отменить выделение $3,5 млрд на переселение мигрантов
Мир
На Западе заподозрили Макрона в попытке повлиять на выборы папы римского
Мир
Экс-премьер Молдавии указал на бездействие Кишинева в условиях кризиса экономики
Мир
Подозреваемую в покушении на экс-главу ячейки «Правого сектора» арестовали
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Общество
СК начал проверку после жалоб на истязание детей в саду в Челябинске
Мир
Трамп намерен лишить Гарвард статуса освобожденного от налогов
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
На первомайских демонстрациях в Берлине задержали 73 человека
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 11 украинских катеров в Черном море
Мир
Рубио исключил возвращение Украины к границам 2014 года
Мир
Жители Одессы возложили цветы к Дому профсоюзов в годовщину трагедии

Депутаты не знают, с чего начать парламентское расследование

0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Госдума не сможет быстро и качественно выполнить один из пунктов послания президента - о создании института парламентского расследования. Обсуждение этой проблемы в четверг в Госдуме показало: у парламентариев нет ни общих критериев, ни единых подходов к тому, чем они могут заниматься.<BR><BR>- Власть оберегает свою непрозрачность, в связи с чем растет коррупция, - заявил почетный контрразведчик депутат Валерий Дятленко. - На этом фоне граждане чувствуют свое бессилие и беспомощность. <BR><BR>Депутаты считают, что теперь, после того как президент в ежегодном послании положительно отозвался о парламентском расследовании, как одном из инструментов парламентского контроля, все дороги вроде бы открыты. Тема не нова - группа депутатов (Борис Резник, Николай Гончар и Николай Ковалев) уже разработала и вносила такой законопроект летом 2002 года. Тогда он успешно прошел первое чтение и был "закопан" палатой до лучших времен. Как сказал "Известиям" глава комитета по госстроительству Владимир Плигин, он пока не знает, в какой мере новый текст будет продолжением прежнего: "Часть вопросов коллегами была недоработана, и комитет тогда принимал отрицательное решение". <BR><BR>Сам институт парламентских расследований, с одной стороны, не раз испытан на практике (ВС СССР изучал Тбилисские события 1989 года; Дума занималась чеченскими событиями 1993-94 годов; убийством генерала Рохлина; дефолтом-98; сейчас совместная комиссия Думы и Совфеда расследует события в Беслане). С другой - нет ни нормативных актов на этот счет, ни сложившихся традиций. Собственно, депутаты и сенаторы пока сошлись на том, что сфера деятельности будущих комиссий - важнейшие социально-экономические катастрофы и коррупция в высших эшелонах власти. Для чего палата должна иметь право расследовать деятельность всех государственных и общественных институтов, включая и те, чьи функции не прописаны в Конституции - администрации президента, Генпрокуратуры, полпредов, Центробанка и даже Общественной палаты (которой пока не существует). Президента решили все же не трогать, достаточно статьи Конституции о процедуре выдвижения обвинения и отрешения его от должности. Также решили, что членство в комиссии должно быть равным от всех думских фракций. Как пояснил коллегам левый депутат Юрий Иванов, во многих западных демократиях через подобные комиссии свою волю реализует именно парламентское меньшинство. <BR><BR>Дальше - сплошные расхождения даже между самими депутатами: нужно или нет вносить поправку в Основой закон, должна ли комиссия быть постоянной или срочной, совместной обеих палат или раздельной, как и на сколько она должна финансироваться, какие принципы и рычаги воздействия на чиновника использовать в работе. Депутаты даже не могут определиться, сделать ли решения комиссии обязательными к исполнению прокуратурой или в виде рекомендаций. <BR><BR>Видимо, все это прекрасно понял и присутствовавший замгенпрокурора Владимир Колесников. Он сообщил, что "прокуратура полностью приветствует и поддерживает" идею парламентских расследований, после чего обиженно спорил с депутатами о правомерности отказа в возбуждении уголовного дела <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/conflict/article1853934">по "атомному министру" Евгению Адамову </A>в 2003 году по материалам думской комиссии по борьбе с коррупцией. Общую мысль выразил депутат Борис Резник, пришедший на заседание с копией брошюры 1914 года издания "Об уголовной ответственности министров": "Чтобы заниматься парламентским расследованием по-настоящему, нужна политическая воля". <BR><BR><B class=t11>Парламентские расследования существуют во всех развитых странах мира</B><BR><BR>В западных странах параллельно с расследованиями, проводимыми исполнительной властью, обязательно проводятся парламентские расследования - в том случае если затронуты интересы высокопоставленных государственных чиновников или судьба большого количества людей. В<B> Великобритании</B> с 1979 года парламент создает "специальные комитеты", основная задача которых - расследование и проверка деятельности работы правительства. Специальный комитет свободен в выборе предметов расследования. В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо - в том числе премьер-министр страны. Так, Тони Блэр выступал перед членами комиссии лорда Хаттона, расследовавшими достоверность "иракского досье". Практика создания "специальных следственных комитетов" существует и в <B>США</B>. Порядок их деятельности регулируется Регламентами палат конгресса и законодательных собраний штатов. Отказ отвечать на вопросы комитетов наказывается штрафом или тюремным заключением сроком до одного года. Привилегия исполнительной власти состоит в том, что президент может отклонить требование такого комитета. Но Верховный суд вправе отменить это решение президента. Такой прецедент возник в ходе расследования Уотергейтского дела. Во <B>Франции</B> парламент также вправе создавать "комиссии по контролю и расследованию". Они проводят проверку административной, финансовой и технической деятельности государственных служб и национализированных предприятий. Практика проведения парламентских расследований существует в <B>большинстве латиноамериканских стран</B>. В Африке институт парламентских расследований развит только в <B>ЮАР</B>. <BR><BR><B class=t11>Петр Иноземцев</B>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир