Вечером субботы, 12 апреля, сразу после завершения Шаббата, начался еврейский праздник Песах, который продлится до вечера следующего воскресенья, 20 апреля. Этот праздник отмечается в память об Исходе евреев из Египта и окончании рабства, в котором народ находился более 200 лет.
Традиции Песаха учат относиться к Исходу не как к факту далекой истории, не имеющей к нам прямого отношения, а как к событию, которое мы по-настоящему переживаем каждый год. Поэтому все традиции и заповеди праздника символично приближают нас к различным моментам Исхода, заставляют нас задуматься и переосмыслить понятия физического и духовного рабства и свободы.
Подготовку к празднику начинают заранее и освобождают свои дома от хамца — продуктов из пяти видов злаков, приготовленных на закваске. Вечером в канун праздника глава семьи проводит ритуал «бдикат хамец» — поиск хамца со свечой. Нужно заглянуть во все уголки, чтобы убедиться, что дом полностью чист от квасного.
Единственный хлеб, который можно употреблять в Песах, — эта маца — пресные лепешки из муки и воды, которые в момент приготовления соприкасались друг с другом не более 18 минут. Заповедь о маце и хамце напоминает о том, что евреи покидали Египет в спешке, не успели дать хлебу закваситься и смогли испечь только мацу.
Главным событием праздника является пасхальный седер, который устраивают в первый и второй вечер Песаха. Седер проходит по определенному порядку и включает в себя ряд символичных действий. Во время застолья мы полулежим — так, как в древности пировали свободные люди, неспешно и благородно.
В течение трапезы нужно обязательно выпить четыре бокала вина, которые соответствуют четырем этапам освобождения из Египта. Центром праздничного стола является специальное блюдо — кеара, на котором расположены шесть продуктов. Зроа (небольшой кусочек мяса на кости) и бейца (яйцо) служат напоминанием о праздничных жертвоприношениях в Иерусалимском храме; марор и хазерет (растертый хрен или горькая трава) передают горечь рабства; харосет (смесь из яблок, орехов и вина) похож на глину, которую рабы использовали для строительства; а карпас (лук или картофель) обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы народа.
Особую роль на седере играет маца. Ее преломляют в начале застолья как «хлеб бедности нашей». Один кусочек дети должны «похитить» и спрятать, а к концу седера вернуть за небольшое вознаграждение. Этот кусочек считается афикоманом — десертом, после которого есть что-либо запрещено. С его вкусом, вкусом свободы, нужно выходить из-за праздничного стола.
История Песаха по сравнению с другими еврейскими праздниками связана с наибольшим количеством Б-жественных откровений и явных чудес. В пасхальной Агаде — книге, которую мы читаем во время седера, чтобы выполнить заповедь рассказывать об Исходе, подчеркивается, что за всеми событиями освобождения из рабства стоит только воля Всевышнего: «И Г-сподь, Б-г наш, вывел нас оттуда рукою крепкой и мышцей простертой». И если наша главная задача в Песах состоит в том, чтобы благодаря всем заповедям и ритуалам почувствовать себя выходящими из Египта, то это означает, что в нашей жизни также есть чудеса, через которые Всевышний помогает нам.
Может показаться странным, что в Агаде не упоминается имя Моше, который стал лидером еврейского народа, вывел его из Египта и привел к горе Синай, где произошло дарование Торы. Но таким образом мудрецы лишь показывают, что все события и поступки людей подчиняются замыслу Всевышнего.
В нашей повседневной жизни мы часто можем не замечать Б-жественного вмешательства, видеть в счастливых событиях лишь стечение обстоятельств или приписывать удачу нашим собственным стараниям. И хотя наши добрые намерения и хорошие поступки имеют высокую ценность, без воли Всевышнего мы не можем влиять на ход вещей и менять реальность. И чем чаще мы будем замечать Б-жественные чудеса, тем очевиднее будет для нас, что духовная свобода строится на доверии Всевышнему, вере в Его милосердие и заботу, на наших искренних молитвах и нравственных ориентирах.
Желаю, чтобы в Песах вы почувствовали особую связь со Всевышним, чтобы вы взглянули на любые трудности как на возможность для того, чтобы с вами произошли настоящие чудеса. Желаю в этот праздник освободиться от всего лишнего, что мешает вам двигаться вперед, развиваться и духовно расти. Пусть вместо этого у вас с новой силой появятся стремления к добру, вере и внутренней гармонии.
Кошерного и веселого Песаха!
Песах кошер ве-самеах!
Автор — президент Федерации еврейских общин России, основатель и генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора