
Лучше меньше, да лучше: в России сокращается дефицит бюджета

Дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина по итогам I квартала 2025 года, составил 2,17 трлн рублей. Это на 1,88 трлн рублей ниже, чем за аналогичный период 2024-го. Чем обусловлено сокращение дефицита, как изменилась бюджетная политика и какие перспективы складываются на конец года — в материале «Известий».
Замедление роста расходов
По предварительной оценке Минфина, объем доходов федерального бюджета в I квартале 2025 года составил 9050 млрд рублей, что на 3,8% выше объема поступления доходов в I квартале 2024 года. Объем расходов федерального бюджета по итогам отчетного периода вырос на 24,5% и составил 11,22 трлн рублей.
Как пояснили в министерстве, текущий уровень дефицита бюджета главным образом обусловлен опережающим финансированием расходов в январе 2025 года и не повлияет на исполнение целевых параметров структурного баланса на 2025 год в целом.
При этом в марте текущего года федеральный бюджет сложился с профицитом, констатировали в Минфине.
Замедление роста расходов (львиная доля которых пришлась именно на начало года вследствие опережающего авансирования государственных расходов в январе-феврале) аналитики относят к положительным факторам.
— В марте рост расходов замедлился на 11,2% год к году (3179 млрд. рублей) после экстремальных темпов роста в начале года и по месяцу бюджет сложился с профицитом, что в итоге позитивно повлияло на итоговый результат I квартала. Это при том, что за январь-февраль федеральный бюджет России был исполнен с дефицитом 3841 млрд рублей, — указывает Ольга Веретенникова, вице-президент аналитической компании «Борселл».
— Россия не живет в долг. Дефицит бюджета сейчас составляет всего 1% от ВВП, при этом первый весенний месяц стал профицитным. Общий объем поступлений налоговых доходов в бюджет страны продолжает уверенно расти, — отмечает Андрей Лобода, экономист, директор по коммуникациям BitRiver.
Ненефтегазовые доходы
Ненефтегазовые доходы российского бюджета по итогам I квартала 2025 года увеличились на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, до 6,4 трлн рублей. Как уточили в Минфине, это несколько выше планового уровня, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов.
Рост ненефтегазовых доходов обусловлен ростом поступлений оборотных налогов (включая НДС), который в I квартале составил 9,4% по сравнению с I кварталом прошлого года.
— Сохраняющаяся высокая инфляция способствует росту таких отчислений, как и деловая активность, а также введение новых сборов и увеличение ставок по действующим. В частности, предполагаемые доходы бюджета от налоговой реформы, которая была проведена в прошлом году и начала действовать с 1 января этого года, составляют 2,6 трлн рублей, — поясняет Артур Мейнхард, руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle.
Основной вклад в рост несырьевых поступлений внесли такие отрасли, как обрабатывающая промышленность (рост производства в машиностроении, химической промышленности и металлургии, стимулируемый импортозамещением и господдержкой), сельское хозяйство (увеличение экспорта зерна, мяса и молочной продукции, а также рост внутреннего спроса), IT-сектор и услуги (расширение цифровых услуг, телекоммуникаций и IT-экспорта, включая софт и аутсорсинг), отмечает Ольга Веретенникова.
Нефтегазовые доходы
Нефтегазовые доходы бюджета за I квартал снизились на 9,8%, до 2,64 трлн рублей, преимущественно вследствие единовременного поступления доплаты по НДПИ на нефть в феврале 2024 года, а также снижения средней цены на нефть, указали в Минфине.
Бюджет на 2025 год сверстан с учетом средней экспортной цены на нефть в размере $69,7 за баррель и стоимости рубля к доллару на уровне 96,5.
Однако начало года характеризуется значительным укреплением нацвалюты и штормом на сырьевых рынках на фоне возможной тарифной войны между крупными геополитическими игроками и повышением добычи странами картеля ОПЕК+. Всё это создает давление на нефтегазовые доходы государства, которые зависят от этих двух параметров, поясняет Артур Мейнхард.
Как признали в Минфине, риск снижения нефтегазовых доходов из-за падения цен сохраняется.
Помимо тарифных войн, на нефть давит и замедление глобального спроса, переход ЕС и Азии на возобновляемые источники энергии, а также рост добычи в США и странах ОПЕК+.
Кроме того, продолжается санкционное давление в виде ограничений на экспорт российских энергоносителей и логистические сложности в части транспортировки в Азию. Вторичные санкции со стороны США также могут оказать негативное воздействие на динамику нефтегазовых доходов РФ, добавляет Ольга Веретенникова.
Подушка безопасности
Тем не менее, как напомнили в Минфине, действующее в России бюджетное правило обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов. В соответствии с ним в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры дополнительные нефтегазовые доходы поступают в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В неблагоприятные периоды средства ФНБ по необходимости расходуются на покрытие недополученных доходов от нефти и газа.
— Ненефтегазовые остаются стабильными и поддерживают российский бюджет. Кроме того, не следует забывать про финансовую подушку безопасности в виде ФНБ, которая как раз и была создана на случай шторма на сырьевом рынке. Ликвидная часть фонда по состоянию на 1 марта 2025 года находится на уровне 3,4 трлн рублей, — указывает Андрей Лобода.
Бюджетная политика
Эксперты обращают внимание на то, что сокращению дефицита способствуют изменения в бюджетной политике: акценты смещаются на национальные проекты: оборону, технологии, образование, здравоохранение. Плюс ужесточается контроль за регионами через требования к субъектам РФ по сокращению долговой нагрузки и повышению эффективности расходов.
— Кроме того, происходит стимулирование частных инвестиций в виде льгот для компаний, участвующих в импортозамещении и экспорте несырьевых товаров. Положительная динамика бюджетного дефицита оказывает сдерживающий эффект на инфляцию: сокращение дефицита снижает давление на денежную массу и ограничивает темпы инфляции, — подчеркивает Ольга Веретенникова.
Что дальше
Пока расходы идут на 2,2% выше годового плана на уровне 41470 млрд рублей, тогда как доходы, наоборот, ниже плана на 8%. Ничего критического, но негативного сценария эксперты не исключают.
— На фоне достаточно дешевой нефти, растущих государственных расходов и укрепившегося рубля дефицит бюджета России к концу текущего года может достичь 3% от ВВП. При этом важно, чтобы не разыгралась инфляция на фоне ожидаемого во втором полугодии начала цикла ключевой ставки, — предупреждает Андрей Лобода.
С другой стороны, подчеркивает аналитик, общий объем поступлений налоговых доходов в бюджет страны продолжает уверенно расти. Потому с высокой вероятностью при смягчении денежно-кредитной политики и сбалансированной рыночной конъюнктуре в мировой геоэкономике бюджет страны может вскоре стать профицитным.