Курьерам на электровелосипедах могут запретить ездить по тротуарам


Самокаты и электровелосипеды с мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки более 250 Вт предложили приравнивать к мопедам и запретить ездить на них по тротуарам. Это следует из проекта протокола по итогам заседания в правительстве на тему необходимого регулирования для средств индивидуальной мобильности (СИМ), с которым «Известия» ознакомились 1 апреля.
Заседание состоялось 26 марта, среди его участников были представители Минтранса и МВД, которые должны выступить основными авторами поправок в Правила дорожного движения (ПДД), кабмин ждет новый вариант уже 3 апреля.
Источник «Известий», который был на этом совещании, уточнил, что такие электровелосипеды, как правило, используют курьеры торговых сетей для доставки продуктов. Сейчас они передвигаются по тротуарам, обгоняя пешеходов, периодически провоцируя ДТП. Это вызывает массовое недовольство людей и подтолкнуло власти сформировать новые ограничения. Их соблюдение будет подкрепляться специальными рейдами ГИБДД, которые активизируют в крупных городах, добавил собеседник.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за девять месяцев 2024 года в России зафиксировали 920 ДТП с участием велосипедов с электродвигателем, в них погибли 25 человек и получили ранения еще 926. Это первичная статистика, ранее такие подсчеты регулятор не вел. Почти в половине (42,9%, 395) ДТП велосипедисты являлись работниками сервисов доставки, в этих происшествиях погибли пять и ранены 402 человека.
Согласно Правилам дорожного движения, сейчас к мопедам приравнивают транспорт с электродвигателем, мощность которого жестко ограничена, она должна быть при длительной нагрузке более 250 Вт и менее 4000 Вт. При этом водители мопедов должны быть в шлеме и двигаться по правой стороне крайнего ряда, у них обязательно должны быть права, которые могут получить лица от 16 лет, напомнил «Известиям» зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов.
Но у многих электровелосипедов, которые используют курьеры, мощность двигателя составляет до 240 Вт, то есть они почти стоят на грани между мопедами и велосипедами.
Как добавил Холодов, сейчас ПДД в этом направлении фактически не работают, ведь часть такого транспорта курьеров всё-таки попадает под категорию мопедов. На практике торговые компании и их сотрудники срывают с этих велосипедов наклейки, на которых обозначена мощность двигателя, поэтому инспекторы ГИБДД не могут определить, можно ли фиксировать нарушение правил.
В Минтрансе «Известиям» указали, что будут готовы прокомментировать эту инициативу на этапе ее общественного обсуждения. В свою очередь в пресс-службе кабмина «Известиям» рассказали, что чиновники на постоянной основе ведут работу по совершенствованию регулирования средств индивидуальной мобильности, включая электровелосипеды.
«Различные варианты регулирования прорабатываются с заинтересованными ведомствами, парламентариями и профильными экспертами. Окончательное решение по указанному вопросу примут по итогам обсуждения на площадке правительства с учетом позиций всех участников обсуждения», — заметили в кабмине.
«Известия» также направили запрос в МВД.
Ранее, 20 марта, сообщалось, что сотрудники Госавтоинспекции в Санкт-Петербурге провели масштабную операцию «Электровелосипед», чтобы установить, как влияют водители СИМ на уровень безопасности дорожного движения. В городе зафиксировали девять ДТП с участием электровелосипедов, в которых три человека получили ранения различной степени тяжести.
24 февраля сообщалось, что, согласно данным ГУ МВД по Москве, с начала 2025 года столичные полицейские составили в отношении велокурьеров около 4 тыс. материалов о нарушении правил движения по тротуарам.