Веймарская публика: ЕС и Великобритания рассматривают новые санкции против РФ


Европейские союзники рассматривают возможность введения новых санкций против России. Это зафиксировано в совместном заявлении участников саммита в формате «Веймар+», который прошел в Мадриде 31 марта. Там также говорится о продолжении оказания давления на РФ ради «лучшего положения Украины для обеспечения справедливого и прочного мира». По итогам встречи участники снова договорились продолжать поддержку Киева и усилить европейскую обороноспособность. Представители ведущих стран ЕС и Великобритании считают, что давить на Москву должен в том числе Вашингтон, который, однако, приступил к диалогу с ней. Вместе с тем инициативу Франции и Великобритании отправить войска на Украину поддерживают не все европейские государства. В частности, против высказалась Италия. О расколе в европейском лагере и способности РФ противостоять западным ограничениям — в материале «Известий».
Итоги саммита в Мадриде
Саммит «Веймар+», собравший 31 марта в Мадриде министров иностранных дел Испании, Германии, Франции, Италии, Великобритании и Польши, а также главу евродипломатии и комиссара по обороне ЕС, стал очередной попыткой консолидировать европейский подход к урегулированию украинского конфликта. Это была третья встреча в этом формате за два месяца. Первая состоялась 12 февраля, на следующий день после телефонного разговора Владимира Путина и Дональда Трампа. Вторая прошла 17 февраля.
В совместном заявлении после встречи в Мадриде участники подчеркнули готовность «принять новые санкции против России», чтобы обеспечить Украине «наилучшее положение для справедливого мира». Впрочем, возможности западных стран весьма ограниченны, поскольку РФ адаптировалась к ограничениям, считает доктор экономических наук, эксперт клуба «Валдай» Станислав Ткаченко.
— Они могут количественно увеличивать свои санкции, чтобы под них попало больше предприятий и физических лиц. Могут наложить ограничения на военную отрасль и связанных с ней людей. Запад подошел к тому, что реальная угроза — полный разрыв отношений, блокирование границы — это действительно обоюдно опасно. Ну или новые энергетические санкции, выходящие за рамки этого ценового потолка, — рассуждает эксперт.
Станислав Ткаченко обратил внимание, что об этом европейцы пока прямо не говорят, потому что некоторые страны заинтересованы в российских нефти и газе, например Венгрия. Хотя даже Франция и Испания активно закупают наш СПГ. «Но в целом мы приспособились, и ничего особенно болезненного они сделать не смогут», — заявил он «Известиям».
Глава евродипломатии Кая Каллас, выступая перед началом встречи, акцентировала внимание на необходимости «усилить давление на Россию», ссылаясь на отсутствие прогресса в мирных переговорах. При этом, по ее словам, США должны играть в это усилении особую роль. Очевидно, в Брюсселе обеспокоены началом диалога между Москвой и Вашингтоном, там пытаются не допустить нормализации российско-американских отношений. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что, после того как РФ и США договорились реанимировать Черноморскую инициативу, в ЕС отказались снимать санкции с Россельхозбанка — а это одно из ключевых условий договоренностей. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков обратил внимание на то, что ЕС блокирует эти усилия, отказываясь снять санкции с российских банков, участвующих в аграрном экспорте.
При этом как раз Украина последовательно нарушает договоренности, достигнутые с США во время переговоров в Эр-Рияде 24–25 марта. Стороны еще 18 марта условились не наносить удары по энергетической инфраструктуре друг друга. Москва сразу дала команду прекратить удары, Киев же продолжил атаки даже после опубликованных заявлений Кремля и Белого дома по итогам многочасовых консультаций.
Примечательно, что за риторикой единства внутри европейского лагеря скрывается глубокий раскол. Италия, представленная на саммите, выступила против планов Франции и Великобритании отправить войска на Украину. Премьер-министр Джорджа Мелони ранее заявила, что Рим не поддержит такие шаги без одобрения США. Это отражает общую тенденцию: европейские страны опасаются действовать в отрыве от Вашингтона, особенно в вопросах, чреватых эскалацией.
Раскол стал еще очевиднее после парижского саммита «коалиции желающих», состоявшегося 27 марта, где стороны подтвердили курс на «мир через силу». Президент Франции Эммануэль Макрон заявил: «Мы хотим остаться едиными, достичь мира через силу», анонсировав новый военный пакет для Киева в размере €2 млрд, включая ракеты «Мистраль». Но даже здесь единство оказалось иллюзорным: лишь Франция, Великобритания, Канада, Австралия и Швеция выразили готовность участвовать в возможной «миротворческой миссии».
Украинский президент Владимир Зеленский, присутствовавший на встрече, вновь обвинил Россию в срыве перемирия, но не предложил конкретных шагов на пути к деэскалации. Киев по-прежнему требует от союзников новые военные поставки для продолжения конфликта. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский на встрече в Мадриде отметил, что «Украина сама должна решать, когда и должны ли находиться иностранные войска на ее территории».
Подход к урегулированию конфликта в Европе и США
Если Европа продолжает делать ставку на санкции и накачку Украины оружием, то США под руководством Дональда Трампа демонстрируют более прагматичный подход, сочетающий давление с дипломатией. После нескольких телефонных разговоров с Владимиром Путиным Трамп заявил о готовности «тесно сотрудничать для достижения дипломатического решения», одновременно угрожая Киеву «большими проблемами», если тот сорвет сделку по редкоземельным металлам.
К европейским голосам трамписты прислушиваются меньше всего. Поддержка инициатив ЕС будет зависеть от сделки с Украиной, которой Трамп пытается добиться, считает старший научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Сергей Шеин.
— Сейчас есть и серьезные проблемы в достижении договоренностей Москвы и Киева, так как имеют место быть очень разные исходные позиции сторон. Поэтому если ситуация с временным перемирием будет буксовать, то здесь высока вероятность, что, возможно, американцы свои подходы изменят и будут более внимательны к тому, что во многом делают европейцы. Могут даже попытаться где-нибудь с Брюсселем синхронизироваться. Но это в любом случае вопрос нескольких месяцев как минимум, — заявил «Известиям» Сергей Шеин.
Финансовые возможности Европы для такой поддержки остаются под вопросом. Согласно данным Исследовательского центра энергетики и чистого воздуха (CREA), в 2024 году ЕС потратил на закупки российских энергоносителей €21,9 млрд — больше, чем на помощь Украине. Таким образом, зависимость от российского СПГ и нефти подрывает способность Европы к более жестким санкциям. Раскол внутри ЕС углубляется и по вопросу дальнейших рестрикций. К примеру, в Венгрии и Словакии выступают против ужесточения энергетических санкций, а Франция и Испания продолжают закупать российский СПГ, несмотря на непримиримую риторику Парижа.
По словам Шеина, ресурсов для военной помощи Украине в Европе очень мало, а укрепление обороны потребует «залезть в долги» и растянется на «ближайшие пятилетки».
Европейские лидеры встречаются для обсуждения одного и того же по ряду причин. Во-первых — символизм. Нужно демонстрировать верность поддержки, когда США несколько изменили свое видение по этому вопросу. Второе — необходимость постоянной коммуникации. А мы знаем, что у европейских стран порой есть проблемы с выстраиванием единой позиции по тем или иным вопросам. Там до централизации еще очень далеко, резюмировал эксперт.
Саммиты в Мадриде и Париже высветили главное: Европа, несмотря на риторику единства, остается раздробленной. Санкции, даже в формате 16-го пакета, вряд ли смогут сильно навредить России, которая адаптировалась к ограничениям. США, при всей их готовности к диалогу, действуют в собственных интересах, часто игнорируя европейские инициативы. Финансовые и военные ресурсы ЕС ограниченны, а раскол между «европеистами» и «атлантистами» мешает выработать единую стратегию. В этих условиях мирное урегулирование зависит от способности Запада преодолеть внутренние противоречия и признать: без диалога с Москвой завершить конфликт, если в Брюсселе этого вообще хотят, невозможно.