
Щит для инвесторов: в России изменятся правила работы краудфандинга

В России начнут действовать новые правила работы краудфандинга. Законопроект, регулирующий деятельность инвестиционных платформ, внесен в Госдуму. Инициатива должна усовершенствовать механизмы привлечения финансирования бизнесом. Предложенные меры позволят снизить риски недобросовестных действий, манипуляций и искусственного искажения данных, считают эксперты. Однако их принятие повлечет необходимость доработки внутренних нормативных актов операторов, пересмотра соглашений с контрагентами и настройки цифровых и технических систем. Нужно ли ужесточать госрегулирование краудфандинга — в материале «Известий».
Ужесточение механизмов
В России изменятся правила работы инвестиционных платформ. Соответствующий законопроект подготовила группа депутатов и сенаторов, документ внесен в нижнюю палату парламента. Он устанавливает правила инвестирования через покупку ценных бумаг и цифровых прав. Его необходимость вызвана тем, что нередко розничные инвесторы (физические лица) не хотят вкладываться в проект, в котором не участвует крупный или «якорный» инвестор. А тот в свою очередь не согласен вносить средства на общих условиях, поскольку рискует несоразмерно большей суммой.
Документ допускает финансирование проекта сразу после достижения минимального объема необходимых инвестиций. При этом устанавливается предельная разница между минимальной и максимальной суммой, содержащейся в инвестиционном предложении. Она должна быть не более 25%. Это нужно, чтобы предотвратить риск вложений в проекты, недополучившие финансирование.
Меняет инициатива и понятие «момент заключения договора инвестирования». Сейчас им считается момент зачисления средств на банковский счет лица, привлекающего инвестиции. Но часто операторы получают точную информацию о поступивших средствах с задержкой. Законопроект предлагает считать моментом заключения договора передачу средств с номинального счета оператора.
Инвестировать и привлекать средства на платформе в соответствии с проектом закона сможет и ее оператор. Но для повышения условий прозрачности он не сможет совмещать обе эти роли. Это, как ожидается, позволит нивелировать конфликт интересов.
Важная норма, прописанная в документе, касается увеличения размера лимита инвестирования для физлиц. Это необходимо для удовлетворения возрастающего спроса на финансирование, в том числе от субъектов МСП. Система контроля этих лимитов операторами будет модернизирована. Инвесторам при этом позволят реинвестировать в течение года деньги, которые были возвращены им по договорам, заключенным на этой инвестиционной платформе, что увеличит пространство для вложений.
Кроме того, для защиты прав сторон устанавливается запрет на односторонний отказ от исполнения договора инвестирования, если уже имеются действующие договоры или принятые инвестпредложения.
Дополнительно законопроект совершенствует контрольно-надзорные механизмы Банка России. Уточняются основания для направления предписаний и прекращения деятельности оператора.
Законом предусмотрен переходный период. Он равен шести месяцам со дня официального опубликования документа.
Назревшие перемены
Сегодня краудфандинг является востребованным способом привлечения инвестиций для бизнеса, считает практикующий адвокат Московской палаты адвокатов, член Ассоциации юристов России Шон Бетрозов. Он обеспечивает доступ к капиталу для стартапов, субъектов МСП и других предприятий, которым не всегда готовы предоставлять средства традиционные финансовые институты.
— Однако отсутствие четко выстроенных правовых механизмов контроля может повлечь риски. Отдельные инвесторы, не обладая достаточной финансовой грамотностью и осведомленностью, могут столкнуться с потерей вложений из-за недостатков правового регулирования, — предупреждает эксперт.
Вопрос о дополнительной регламентации работы инвестиционных платформ в России назрел не вчера, подчеркивает член комитета ГД по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин.
— Законопроект стремится не только описать рамки допустимого поведения участников, но и урегулировать часто возникающие конфликтные ситуации, связанные с одновременным участием одного субъекта в нескольких ролях — инвестора, заемщика и организатора, — отмечает собеседник.
Этот документ концептуально не меняет правила игры на рынке, а лишь расставляет определенные акценты, считает исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский. Потребности в системном изменении регулирования рынка краудфандинга сегодня нет — благодаря созданным в свое время механизмам в реестр Центробанка смогли войти почти 100 платформ. В год объем финансирования на них превышает 50 млрд рублей.
— Всё это говорит о том, что действующие правила комфортны для игроков рынка. Новый законопроект донастраивает их, — убежден эксперт.
Снижение рисков
Предложенный законопроектом защитный механизм складывается из нескольких аспектов, указывает Шон Бетрозов. Роль оператора инвестплатформы как посредника, обязанного действовать добросовестно и честно, увеличивается. А ограничение по суммам вложений для физических лиц усиливает защиту розничных инвесторов.
— Законодатели стремятся не только обозначить лимиты, но и упорядочить систему контроля за ними, что крайне важно, поскольку неопытные инвесторы, привлеченные обещаниями крупных дивидендов, иногда вкладывают сумму, превышающую их финансовые возможности и готовность к риску, — разъясняет собеседник «Известий».
Более четкое определение момента заключения договора, порядка передачи средств, оснований и сроков отказа от сделки в свою очередь закрывает все «лазейки», позволявшие вывести инвестора из процесса после размещения средств, уверен юрист.
При этом налицо стремление создать условия, при которых инвестор сможет не только вложить средства, но и получить надлежащее документальное подтверждение своих действий, даже если оператор платформы прекратит деятельность, дополняет Алексей Говырин.
— Механизм выдачи выписок из реестра договоров — не формальность, а инструмент доказывания, без которого восстановление прав в случае спора становится иллюзорным, — подчеркивает депутат.
Перечисленные меры, по мнению Бетрозова, позволят обезопасить инвесторов от недобросовестных действий со стороны операторов платформ, снизить риск манипуляций и искусственного искажения данных.
Закономерные сложности
Остается вопрос, насколько выполнимыми окажутся защитные меры в условиях реального рынка, отмечает Алексей Говырин. Участники инвестплатформ могут столкнуться с рядом сложностей, полагает Шон Бетрозов.
Любая корректировка правового поля, в частности, влечет необходимость доработки внутренних нормативных актов операторов, пересмотра соглашений с контрагентами, а также настройку цифровых и технических систем.
— Операторы должны будут переработать свои технические процедуры: учет денежных средств, реестры договоров, систему идентификации участников, механизмы блокировки и отказа от заключения договоров и так далее, — уточняет эксперт. На эту работу законопроект дает всего 180 дней, что, возможно, потребует значительных организационных и финансовых усилий со стороны бизнеса.
Нагрузка на операторов может вырасти и в части комплексного комплаенса. Они будут обязаны как можно быстрее подстраиваться под новые инструкции регулятора и исправлять выявленные нарушения в сжатые сроки, что потребует найма дополнительного персонала, аудита и внедрения новых технических решений, считает Бетрозов.
Говырин предупреждает, что в итоге операторы, особенно мелкие, могут оказаться в ситуации, когда содержание нормативной базы станет для них экономически невыгодным.
Остается открытым, по его словам, и вопрос, насколько предложенные меры смогут защитить инвестора не от формального нарушения условий, а от самих высокорискованных вложений, в которых по определению не может быть гарантирован возврат средств. Важно, чтобы физическое лицо осознавало риски и потенциальные последствия своих решений, уверен Бетрозов. С этой целью операторы платформ, скорее всего, будут вынуждены вкладываться в обучение клиентов и разъяснение им сути продуктов.
Кроме того, некоторые проекты, которые раньше могли привлечь финансирование без серьезной проверки, в случае принятия законопроекта столкнутся с более жестким аудитом, что повлечет отсев слабых инициатив, не исключает юрист.
— Это может стать проблемой для малого бизнеса, не готового соответствовать более высоким стандартам прозрачности, — допускает он.
Несмотря на эти нюансы, законопроект остается необходимым. Любой инвестиционный рынок требует установленных процедур раскрытия информации, порядка заключения и расторжения договоров, лимитов для розничных инвесторов, подчеркивает собеседник «Известий».
— Всё это прямо влияет на прозрачность сделок и предсказуемость последствий для обеих сторон. Если не будет четкого регулирования, инвесторы начнут массово сталкиваться с недобросовестными платформами, — предупреждает Бетрозов.