
Пора меняться: что ждет автомобилистов в апреле

С 1 апреля иностранцам, получившим гражданство РФ или вид на жительство (ВНЖ), нельзя будет просто так поменять национальные права на российские. Кроме того, будут пересчитаны коэффициенты ОСАГО для автомобилей и мотоциклов. Когда запустят общий для России полис, как платить транспортный налог за китайскую машину и почему покупка автомобиля станет сложнее, разбирались «Известия».
Заставят сдать теорию
Иностранцам, которые до 1 апреля прошлого года получили гражданство России или ВНЖ и не обменяли национальные права на российские до 1 апреля текущего года, придется сдавать в Госавтоинспекции экзамен по теории. Это требование касается обладателей прав категорий М (мопеды), А (мотоциклы) и В (легковые автомобили), а также подкатегорий А1, В1.
Для обмена национальных прав на управление грузовиками и автобусами (категории C и D, а также их подкатегории, в том числе для езды с прицепом) придется пройти курс обучения в автошколе, а затем сдать и «теорию», и «практику».
В течение всего прошлого года для обмена национальных прав на российские действовал упрощенный порядок, но с 1 апреля он прекращается. Управление транспортным средством с национальными правами после указанной даты считается нарушением ПДД, за которое грозит штраф в размере 5–15 тыс. рублей.
Новые требования не распространяются на водительские удостоверения, выданные в Белоруссии.
«Уклонисты» пойдут пешком
Член общественного совета при МВД Игорь Моржаретто отметил, что с 1 апреля стартовал ежегодный весенний призыв на военную службу. Он напомнил, что уклоняющихся от повесток граждан помимо серьезных штрафов ждут и другие ограничения. Так, они не смогут сдавать экзамен на получение прав, продлевать срок водительского удостоверения и регистрировать транспортные средства.
Пересмотрят коэффициенты
Каждый год 1 апреля происходит автоматический перерасчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ), после которого для безаварийных водителей он снижается, а для аварийных растет. Минимальное значение этого коэффициента составляет 0,46, а для аварийных водителей он может достигать 3,92. При первичном заключении договора ОСАГО в отношении водителя-новичка он равен 1,17.
— КБМ снижается, если не было страховых случаев. Чем больше аварий, тем выше коэффициент КБМ. Перерасчет всегда происходит раз в год 1 апреля вне зависимости от того, были ли заключены в предыдущем периоде договоры ОСАГО, и их продолжительности (годовой или краткосрочный договор) и действует с 1 апреля одного года по 31 марта следующего года, — напомнил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Кроме того, с 17 апреля ОСАГО для мотоциклистов будут рассчитывать по-новому. Для мототехники вводятся отличные от других транспортных средств коэффициент мощности (КМ) и коэффициент «возраст-стаж» (КВС).
Так, коэффициент для мотоциклов с мощностью мотора до 50 л.с. равен единице, а для транспортных средств категорий B и ВЕ — 0,6. Далее коэффициенты повышаются через каждые 10 л.с., и в целом они выше, чем у автомобилей. Самый высокий коэффициент у мототехники мощнее 90 л.с. — 1,66. Что касается коэффициентов «возраст-стаж», то у молодых мотоциклистов они в целом выше, чем у автомобилистов, а у возрастных — ниже.
Сколько стоит полис Союзного государства
Еще одно нововведение — запуск единого полиса ОСАГО для России и Белоруссии с 23 апреля.
Минимальная базовая ставка страхового тарифа ОСАГО по легковым транспортным средствам составит 3400 рублей, максимальная — 3590 рублей. Для грузовиков ставка варьируется от 7560 до 7980 рублей.
Кого не коснется «налог на роскошь»
Минпромторг опубликовал обновленный список автомобилей стоимостью от 10 млн рублей, подпадающих под повышенную ставку транспортного налога. Если в прошлом году в нем было 517 моделей, то теперь их число выросло до 555. В перечень попали и китайские модели, как гибриды, так и чистые «электрички»: HiPhi Z, Hongqi E-HS9, Zeekr 009, BYD Yangwang U8.
Столичные автовладельцы электромобилей транспортный налог платить по-прежнему не будут. Ранее предполагалось, что эта льгота закончится в 2025 году, но 25 октября мэр столицы Сергей Собянин заявил о ее продлении. В пресс-службе столичного дептранса «Известиям» подтвердили 31 марта продление нулевой ставки транспортного налога для электромобилей.
Автокредит станет сложнее получить
Начиная с апреля Банк России сможет устанавливать макропруденциальные лимиты для банков и микрофинансовых организаций в ипотеке и автокредитовании. По задумке регулятора такие лимиты позволят сдерживать рост закредитованности граждан и предотвращать накопление рисков банками и МФО. Такой инструмент применяется с 2023 года в необеспеченном потребительском кредитовании, в результате чего доля рискованных выдач в этом сегменте существенно сократилась, отмечают в пресс-службе ЦБ.
Потенциальное введение макропруденциальных лимитов в автокредитовании — это инструмент контроля за уровнем закредитованности конечных потребителей, который постоянно растет в последние годы, отмечает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
— Следовательно, у нас есть шансы наблюдать дальнейшее охлаждение рынка автокредитования, поскольку для части потребителей кредиты станут менее доступными, а некоторым и вовсе невозможно их будет получить из-за более тщательной оценки платежеспособности заемщиков со стороны банков, — считает он.
Что теперь будет со ставками и ценами на автомобили
По словам Рената Тюктеева, внедрение макропруденциальных лимитов может способствовать развитию других форм финансирования, таких как лизинг или аренда. В результате спрос на автомобили может снизиться, но при этом не стоит ожидать существенного изменения процентных ставок по кредитам.
— В апреле динамика цен не претерпит существенных изменений, так как скидки за I квартал этого года уже достигли максимума. Баланс цен может сместиться в сторону снижения, но не более чем на 2% относительно мартовских уровней. Рост цен маловероятен, — считает Ренат Тюктеев.
Директор департамента финансовых услуг компании «Рольф» Ольга Бойко ожидает, что существующие скидочные программы сохранятся.
— Что касается изменения стоимости, то некоторые бренды уже прислали информацию о повышении цен на свою продукцию. Это небольшие изменения, но они имеют место быть, — отметила Ольга Бойко.