Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров указал на важность встреч Путина и Си Цзиньпина для отношений двух стран
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обстрела автобуса в Горловке со стороны ВСУ
Мир
В МЧС РФ заявили о риске новых обрушений в некоторых районах Мьянмы
Мир
Более 100 тыс. животных погибли из-за наводнений и паводков в Австралии
Мир
ЦАХАЛ сообщила о нанесении воздушного удара по объекту «Хезболлы» в Ливане
Мир
СМИ узнали о желании ЕС возобновить поставки российского газа
Мир
Crew Dragon отправился в первый орбитальный полет над полюсами Земли
Мир
Суд не будет откладывать блокировку запрета на трансгендеров в армии США
Мир
Южнокорейский суд вынесет решение по импичменту президента Юн Сок Ёлю 4 апреля
Происшествия
Почти 40 человек были эвакуированы из-за пожара в Новом Уренгое
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении трех БПЛА ВСУ над Брянской областью
Общество
МЧС сформировало самую большую группировку спасателей для помощи Мьянме
Мир
Трамп заявил о продолжении атак по хуситам до прекращения ударов в Красном море
Наука и техника
На Солнце произошла мощная вспышка
Мир
FT сообщила о планах США и Дании провести переговоры на высоком уровне
Экономика
На высокобюджетном рынке новостроек Москвы уменьшилось число апартаментов
Мир
Киево-Печерскую лавру лишили доступа к пещерам с мощами
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

TikTok потерял лидерство в топе самых популярных соцсетей для подростков, уступив первенство Telegram с аудиторией 6,9 млн человек. На третьем месте — «ВКонтакте», четвертое — у Likee, а на пятом оказались «Одноклассники», которые ранее не были популярны у молодежи. Такие данные за февраль представили «Известиям» в Mediascope. Instagram (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) и Snapchat вовсе выпали из топа.

Как изменился топ популярных соцсетей среди подростков

В России подростки в возрасте 12–17 лет изменили свое предпочтение к социальным сетям: если в феврале 2022 года, по данным Mediascope, топ-5 ресурсов по среднесуточной аудитории возглавлял TikTok, то в феврале этого года он переместился на второе место, а первое занял Telegram с аудиторией 6,9 млн человек против 3,6 млн человек в феврале 2022-го. Аудитория TikTok по итогам февраля составила 5,8 млн человек. Третье место занял «ВКонтакте» с аудиторией 5,2 млн человек, на четвертом расположился Likee с аудиторией 395 тыс. человек и на пятом — «Одноклассники» с аудиторией 354 тыс. Instagram и Snapchat и вовсе выпали из топ-5.

Тикток
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

В целом в феврале 2025 года в соцсетях с учетом Telegram подростки проводили чуть менее половины (43%) от всего своего времени пребывания в интернете. В исследовании учитывались посещения интернет-ресурсов со стационарных компьютеров и мобильных устройств среди россиян 12–17 лет.

Наиболее популярные тематики блогов — это распаковки товаров и лайфхаки, видео про обычную жизнь сверстников и реакции/обзоры на фильмы или игры. Юноши больше девочек любят смотреть проверку мифов и разоблачения обманщиков или фейков, а девушки — кулинарные и бьюти-блоги.

В опросе принимали участие дети в возрасте 4-17 лет из крупных городов России, всего было проведено более 1500 онлайн-интервью.

Чем заинтересовали подростков новые площадки

Изменение предпочтений подростков — логичное следствие сразу нескольких факторов: Telegram активно развивается не просто как мессенджер, а как универсальная платформа. Там уже есть каналы, чаты, игры, боты, видео, короткие форматы — всё, что любит молодая аудитория, рассказала основательница Breaking Trends, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова.

Дети
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

При этом Telegram — это еще и «пространство без родителей», в отличие от «ВКонтакте» или «Одноклассников», где многие взрослые давно обосновались. Подростки всегда ищут свою территорию, и сейчас Telegram эту нишу закрыл, — сказала эксперт.

По ее словам, речь не только о смене вкусов, но и о смене инструментов. Если раньше TikTok был главным окном в визуальный контент, то теперь короткие видео можно смотреть и в Telegram, и в Likee. К тому же Telegram быстро подхватывает тренды и не ограничивает авторов жесткими алгоритмами — это добавляет ощущение свободы, а подросткам это важно, отметила она.

— Появление «Одноклассников» в топе действительно звучит неожиданно. Но здесь важно понимать: эта соцсеть стала платформой для геймифицированного контента, челленджей, коротких видео и стримов, особенно в регионах. У многих подростков приложение стоит на телефоне просто по привычке — как «дежурная сеть», где можно найти что-то любопытное, — пояснила Юлия Загитова.

Кроме того, в этой истории стоит учитывать влияние санкционных ограничений и блокировок, напомнила она. Когда привычные платформы вроде Instagram и Snapchat становятся менее доступными, подростки (как и все) просто находят удобные замены.

Девушка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

По мнению председателя комитета по информационной безопасности семьи союза «Родительская палата» Андрея Афанасьева, переход детей в «Одноклассники» — это хорошая тенденция, потому что это одна из самых безопасных соцсетей.

По его словам, популярность Telegram вызывает беспокойство, поскольку он стал абсолютно легализованным даркнетом, фактически, который не удаляет абсолютно ничего. Если в ВК аккаунт ребенка виден, например, на что он подписан и какую музыку слушает, то в Telegram такого нет, подчеркнул эксперт.

Изменение предпочтений подростков в выборе соцсетей отражает не только эволюцию цифровых платформ, но и важность информационной безопасности, о которой начали думать россияне, заявил депутат Госдумы Антон Немкин.

Западные соцсети, такие как Instagram и Snapchat, представляют угрозу для российских пользователей, поскольку данные, которыми делятся граждане, могут обрабатываться и передаваться иностранным организациям. Это создает риски утечки персональной информации и потенциального влияния на сознание молодежи через алгоритмически подобранный контент, — сказал парламентарий.

Провода
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Алгоритмы западных платформ в основной массе подстраиваются под политическую повестку своих стран, что может способствовать распространению деструктивных идей среди подростков. Контент, публикуемый в таких сетях, нередко формирует искаженное представление о реальности, продвигая чуждые культурные и социальные установки, резюмировал депутат.

Читайте также
Прямой эфир