Запущенный в середине февраля диалог между Россией и США занял центральное место в мировой повестке, породив далекоидущие спекуляции о скором урегулировании ситуации на Украине. На контрасте с оптимистичными рассуждениями сторонних наблюдателей заявления российских официальных представителей выдержаны в осторожной тональности. В них отмечается высота завалов, порожденных политикой Запада, сложность стоящих перед переговорщиками проблем, глубина сохраняющихся расхождений.
При этом украинский конфликт фигурирует в российско-американских контактах не сам по себе, а как продукт более широких противоречий относительно европейского порядка. Их истоки восходят к установлению блокового разделения в Европе еще в середине XX века. Между тем без устранения этих первопричин нельзя рассчитывать на достижение региональной стабильности и прочного мира. Любые договоренности дадут лишь передышку, за которой может последовать еще более масштабный кризис. Как неоднократно заявляло российское руководство, подобный сценарий не входит в его планы.
Важно подчеркнуть, что тематика российско-американских взаимодействий не сводится только к Украине или даже только к Европе. Россия и США в качестве мировых держав имеют обширные интересы в ряде регионов, в том числе на Ближнем и Среднем Востоке, остающемся местом сосредоточения множества источников нестабильности. Перечень тем для российско-американского обсуждения включает также длинный список глобальных сюжетов. В него входят вопросы и стратегической стабильности, и освоения космического пространства, и регулирования международных энергетических рынков.
Перспективы взаимодействия по всем этим темам наталкиваются на накопленный багаж недоверия. Для Москвы опыт взаимодействия с Вашингтоном и ведомым им Западом предстает чередой разочарований и обманов, начиная с пресловутого обещания госсекретаря Джеймса Бейкера не расширять НАТО до циничного признания американских союзников, что Минские соглашения подписывались для затягивания времени и вооружения Киева. Перед глазами у российского руководства и примеры вероломства США в отношении третьих стран. В их числе свержение Муамара Каддафи в Ливии, разрыв сделки по иранской ядерной программе, блокирование механизма разрешения споров во Всемирной торговой организации и многое другое.
На этом фоне обоснованы сомнения в готовности Вашингтона не только договариваться на равноправной основе, но и претворять достигнутые соглашения в жизнь. США освоили как минимум два отработанных приема отказа от обязательств. Первый обеспечивает частая смена американских администраций, позволяющая новой команде дезавуировать обещания предшественников. Второй — списание ответственности на союзников и сателлитов. Выставляя их на первый план, Вашингтон представляет подрыв договоренностей как «инициативу с мест».
В этой связи крайне симптоматично прозвучал из уст российского министра иностранных дел Сергея Лаврова тезис о том, что гарантией исполнения обязательств по ныне прорабатываемой черноморской инициативе может быть только прямой приказ Киеву со стороны США. Такое заявление — явный сигнал Москвы, что на этот раз она не допустит привычных игр в перекладывание вины, возлагая всю полноту ответственности за воплощение итогов переговоров на Вашингтон.
Ввиду высоты ставок в текущем противостоянии логично просматривается стремление России удостовериться в добросовестности противоположной стороны на ряде пробных шаров, прежде чем приступить к обсуждению принципиальных вопросов описанной выше широкой повестки. В этой связи недавние договоренности по поводу моратория на удары по энергетической инфраструктуре и обеспечению безопасности на Чёрном море выступают в роли тестовых заданий для Вашингтона.
На их примере предстоит убедиться в реальной готовности США к серьезной работе по стабилизации двусторонних отношений, урегулированию украинского конфликта, осуществлению иных совместных шагов. Эти испытания призваны в том числе прояснить наличие у Вашингтона желания и способности преодолевать обструкционизм киевских властей и противодействие европейских союзников. Последние, несмотря на глубокую зависимость от США, обладают значительным потенциалом торпедирования выработанных договоренностей.
Не ставя развитие диалога с Вашингтоном в зависимость от позиции европейцев, одновременно не следует недооценивать и их возможности вредить российско-американскому взаимодействию. Только исходя из того, как администрация Дональда Трампа пройдет нынешнюю проверку, можно будет рассуждать о повороте в американской политике по отношению к России и оценивать перспективы переговорного разрешения коренных противоречий между странами.
Автор — и.о. заведующего кафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России, эксперт клуба "Валдай"
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора