Блок в пост: смогут ли регионы отказывать в создании религиозных организаций


Московский патриархат не поддержал законодательную инициативу Народного совета Дагестана, который предложил согласовывать регистрацию религиозных организаций с властями регионов. С позицией РПЦ ознакомились «Известия»: в Русской православной церкви назвали поправки не соответствующими Конституции — нарушаются принципы отделения религиозных организаций от государства и равенства таких объединений. Сейчас решение об их регистрации принимает Минюст. Предложение властей Дагестана поддержали главы 23 субъектов и более 20 региональных правительств, но были и восемь негативных отзывов. А в нескольких субъектах главы выступили за, а правительства — против. О том, как развивается дискуссия и каковы шансы на то, что инициатива будет принята, — в материале «Известий».
Как регистрируют религиозные организации
Законодательная новелла Народного совета Дагестана, предполагающая согласование регистрации религиозных организаций с властями регионов, нарушает конституционный принцип равенства религиозных объединений (ст. 14 Конституции РФ), полагают в правовом управлении Московской патриархии Русской православной церкви. С его позицией ознакомились «Известия».
Сейчас религиозные организации регистрирует Минюст или его территориальные управления. Законопроект, который внесли в Госдуму власти Дагестана в декабре 2024 года, дополняет закон о свободе совести и религиозных объединениях новым пунктом. Он обязывает согласовывать решение о регистрации с уполномоченным органом исполнительной власти региона, а порядок согласования должно установить управление Минюста в этом субъекте.
В пояснительной записке к законопроекту авторы инициативы заявили, что эта мера позволит минимизировать регистрацию религиозных организаций, цели и деятельность которых противоречат Конституции РФ.
Данная законодательная новелла не может быть поддержана, заявила руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега). Она отметила, что инициатива также нарушает конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства (ст. 14 Конституции РФ).
— Указанная законодательная инициатива содержит в себе попытку возродить существовавший в советское время институт «уполномоченных по делам религий», в данном случае на уровне субъектов РФ, — полагает игуменья Ксения. — Такие действия могут привести к созданию напряженности в сфере государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне.
Аналогичная позиция содержится и в отзыве правительства — оно так же, как и РПЦ, отмечает, что инициатива не соответствует Конституции, но апеллирует к другой статье, 71-й.
«Проектируемые изменения не соответствуют положениям ее пункта, согласно которому гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации», — говорится в заключении.
В комитете Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (профильном для этого законопроекта) сообщили «Известиям», что они «работают над данным законопроектом с учетом поступивших отзывов».
— Сейчас проводятся консультации с авторами инициативы, — сообщили там.
Почему регионы не согласны друг с другом
«Известия» ознакомились и с более чем 60 отзывами на документ, которые поступили из регионов. Главы 23 субъектов поддержали законопроект Народного совета Дагестана без замечаний. При этом более 20 местных правительств согласились с инициативой о согласовании регистрации религиозных организаций на региональном уровне.
Против поправок выступили шесть губернаторов (Мурманской, Ленинградской, Псковской, Ульяновской, Владимирской областей, Камчатского края), а также два региональных правительства — ЛНР и Рязанской области.
При этом разногласия возникали даже на уровне одного региона: так, губернатор Рязанской области выступил за законопроект, а областная дума — против. Аналогичная ситуация возникла и в Луганской Народной Республике.
Изменения нарушают компетенцию федерального ведомства — Минюста, считает губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
«Действующее правовое регулирование в сфере регистрации религиозных организаций сейчас достаточно», — отметил он в своем отзыве, заявив, что у Минюста есть все возможности изучить сведения о религиозных организациях и их деятельности. А в особых случаях он назначает религиоведческую экспертизу, которая подробно разбирает основы вероучения и практики.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко призвал авторов доработать представленный законопроект. По его словам, он не может поддержать изменения в текущей редакции, так как сейчас, например, в пояснительной записке нет данных, которые бы указывали на проблемы действующего правового регулирования.
Также Александр Дрозденко считает, что норма о региональном согласовании не соответствует действующему законодательству: у региональных органов власти нет полномочий по правовому регулированию в сфере регистрации юридических лиц.
Зачем понадобились поправки
Инициатива понадобилась Дагестану, чтобы контролировать религиозные ландшафты республики, полагает политолог Дмитрий Журавлев.
— Они хотят решать, какие религии или конфессии будут увеличивать свое присутствие, а какие уменьшать, — считает он. — В данном случае регион пытается расширить свои полномочия.
Эксперт подчеркнул, что именно во избежание перегибов на местах решение о регистрации религиозных организаций и принимает федеральный орган и его территориальные управления.
— Дагестан действует, не исходя из глобальных вопросов, пытаясь укрепить свои интересы, — считает он. — Это острый вопрос для Северного Кавказа, позиции интересы кланов зачастую становятся приоритетными. Республика многонациональна и имеет свою клановую структуру.
Своей инициативой республика хочет заявить, что лучше знает ситуацию «на земле», считает политолог Константин Калачев.
— Регионы Северного Кавказа стремятся к расширению прав для укрепления своей идентичности, — считает эксперт. — Однако важно учитывать, что в Дагестане существует повышенный риск распространения деструктивных интерпретаций ислама.
Положения инициативы крайне противоречивы по своей сути, заявил «Известиям» доцент кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Артем Кирка.
— С одной стороны, он предлагает пожизненный запрет на создание религиозных и религиозно-просветительских объединений для лиц, признанных ранее экстремистами или террористами, и в этом абсолютно понятен и логичен, — напомнил он еще об одной поправке в этом законопроекте. — Но предложение об обязательном согласовании с региональными властями вновь создаваемых религиозных организаций довольно спорно и с точки зрения законодательства РФ, и в политико-культурном контексте.
По его мнению, выступления на почве межконфессиональных взаимоотношений, которые периодически фиксируются в регионах, демонстрируют недостаточную готовность общества к подобным нововведениям.