Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Ле Пен обжалует свой приговор в Конституционном совете и ЕСПЧ
Мир
Сийярто заявил о планах построить нефтепровод между Венгрией и Сербией к 2028 году
Политика
Совфед одобрил закон о запрете навязывания дополнительных товаров и услуг
Общество
Кириенко подтвердил открытие авиасообщения между Россией и Абхазией 1 мая
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Общество
Синоптик спрогнозировал понижение ночных температур на выходных в Москве
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Мир
СМИ сообщили об ограничении КНР инвестиций в экономику США из-за пошлин Трампа
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Мир
В ФРГ задумались о законности конфискации российских активов в пользу Украины
Общество
Правительство выделит 16 млрд рублей на помощь жителям Курской области
Мир
Глава ВОЗ предупредил о рисках возникновения новой пандемии
Мир
Захарова назвала безумством меры Британии по противодействию влиянию России
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Интернет и технологии
В Москве открылся Международный цифровой форум «Наследие»
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Свой спектакль Игорь Миркурбанов назвал вычурно и интригующе: «ГоГоЛьИЛиАДА». Это коллаж по мотивам произведений Николая Васильевича «Ревизор», «Нос», «Портрет», «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Вий». Действие перенесено в наши дни, персонажи Гоголя напоминают одновременно Нео из «Матрицы» и Григория Лепса. «Известия» побывали на премьере в «Ленкоме» и попытались разгадать замысел режиссера.

В основе спектакля «Ревизор», «Нос», «Записки сумасшедшего» и «Мертвые души»

Создатели спектакля «ГоГоЛьИЛиАДА» сразу предупреждают зрителей, что это постановка «по мотивам» и надо готовиться к эксперименту. Среди источников вдохновения Игоря Миркурбанова «Ревизор», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Мертвые души».

Меня интересовал последний период жизни Николая Васильевича, связанный с его сакральностью, с религиозностью, с тем, в чем его в переписке обвинял Белинский, — говорит Игорь Миркурбанов. — Либерализм, меланхолия… Поэтому все темы и объекты, которые появятся в инсценировке, не случайны, а связаны с исповедальным периодом.

Диван
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

По словам режиссера, он не бегал по театру и не упрашивал руководство разрешить ему поставить на сцене «Ленкома». Когда Миркурбанов работал в Израиле, он сделал несколько спектаклей там и вполне освоился с профессией постановщика. Поэтому Марк Варшавер, будучи тогда еще директором театра, предложил ему выступить режиссером и в «Ленкоме Марка Захарова». Теперь Варшавер уже в статусе президента театра принимал работу, сидя в зрительном зале.

Сцена была закрыта занавесом в виде огромных жалюзи. Как только свет в зале погас, на этом занавесе появились титры: «Ревизор доедет к каждому персонально и устроит полную инвентаризацию. На самом деле он уже давно здесь и живет где-нибудь рядом в отеле инкогнито...» Проектор вывел на занавес первые кадры фильма ужасов Стэнли Кубрика «Сияние» с Джеком Николсоном и Шелли Дюваль.

Луч света выхватил справа от занавеса фигуру мужчины в цилиндре. В левой кулисе стоял еще один джентльмен в плаще и головном уборе. Они обращались друг к другу по имени — Саша, Николай. И подтрунивали при этом. Один другому рассказывал, как ему установили три памятника, другой жаловался на цену билетов в музей его имени. Хандра. Не пишется. Сюжетов нет. В голове с утра только: «Я спрошу у ясеня…» Но Саше кажется, что такое было уже у Вергилия. Звучит легкая танцевальная музыка.

Спектакль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Когда занавес поднимается, зрители будто попадают в тайное место свиданий Лоры Палмер из «Твин Пикс». Сцена обрамлена красным бархатом. На подиуме спиной к залу — фигуристые леди и джентльмены. На авансцене резной диван с кожаной обивкой. На нем расположился приятный господин в костюме и галстуке-бабочке. Это Павел Иванович Поприщин, искусствовед, филолог, переводчик с хеттского и хурритского эпоса о Гильгамеше, филантроп, эстет — мэр NN-ска.

Театральное пространство начинает оживать с первыми нотами: спектакль насыщен музыкой. Иван Рысин, запомнившийся публике по роли Моцарта в музыкальном спектакле Алексея Франдетти «Кабаре Пушкин», в этой постановке играет Хому Брута, режиссера NN-ского уездного театра. Он исполняет ведущие партии в «ГоГоЛьИЛиАДЕ».

Если изначально у Гоголя в «Ревизоре» был Городничий, то теперь — Мэр NN-ского города, человек культурный, — поясняет исполнитель этой роли Павел Капитонов.

Не надо искать в героях спектакля хрестоматийных персонажей. Там только намеки на них и, как любят говорить постановщики, новое прочтение классики. А действующие лица спектакля намекают на наших современников: Агата Мученице (Алена Митрошина), Аглая Карнавал (Виктория Проценко), Наталья Свист (Катерина Кучма), Боб и Доб Чинские (Кирилл Крупов), Барон Майгель (Никита Овсянников), Аида Поприщина (Мария Антипп). А Гриша Нос (Сергей Пиотровский) и его концертный директор Сашка Ибис (Алексей Скуратов) уже даже не намек, так что когда исполняется «Рюмка водки», никто не удивляется. А еще звезда шансона в спектакле Самозванец, он же Великий Инквизитор, главный на суде Осириса, где души умерших взвешивают. Внешне он напоминает Нео из блокбастера «Матрица» братьев Вачовски, и в какой-то момент герои постановки называют его Тот. Кто такой Тот? Через час просмотра спектакля понимаешь, что это Хлестаков, которого приняли в NN-ске за ревизора.

Театр
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Тема нашего спектакля — выбор человека перед неизбежным, — рассказал Сергей Пиотровский. — Если мне сегодня скажут, что я завтра умру, то как я проведу сегодняшний день? Поиск Бога внутри каждого человека — он не «где-то», он внутри каждого из нас.

Спектакль «ГоГоЛьИЛиАДА» — удача или провал?

Зрители приняли спектакль неодинаково. Одни смеялись, сравнивая происходящее с Хармсом. Другие отмечали, что звезда спектаклей Богомолова, особенно «Мушкетеров», «Карамазовых» и «Новой оптимистической», решил превзойти учителя и сделать также, только чтобы всего было еще больше. Кто-то откровенно скучал и, например, демонстративно разглядывал атлантов, которые возвышались над залом в левой и правой кулисе. Кто-то довольно громко острил, что томики Гоголя какой-то злоумышленник порезал на полоски и вплел туда пару-тройку киносценариев. Но пазл в итоге не сложился.

Зрители
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Выходя из театра, зрители бурно обсуждали «ГоГоЛьИЛиАДУ». Сошлись на том, что в спектакле всё же было больше от «Записок сумасшедшего». Кто-то шумно сообщал, что какие удачные солнцезащитные очки у Нео, он же Тот. Надо купить такие же. Миркурбанов, пожалуй, добился ровно того же эффекта, на который рассчитывал: многообразие смыслов и текстов на сцене привело к многообразию мнений, пусть даже Гоголя на сцене было чуть меньше, чем все ожидали.

Читайте также
Прямой эфир