Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Трамп лишил Камалу Харрис и Хиллари Клинтон доступа к секретной информации
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 поразили военную технику ВСУ в белгородском приграничье
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Армия
Мотострелковые подразделения отразили атаки безэкипажных катеров ВСУ
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Общество
Мемориал в память о жертвах теракта в «Крокусе» открыли в годовщину трагедии
Мир
Corriere della Sera сообщила об отказе Италии помочь США с поставками яиц
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 22 марта
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении украинского МиГ-29
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
Суд Румынии поместил под арест финансиста кампании Джорджеску
Политика
Россиян начнут штрафовать за рекламу в Instagram, Facebook и Twitter
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Политика
Депутат предложил отменить критерии нуждаемости для многодетных при получении льгот
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Наркодилеры массово форсировали попытки раскрутить свой незаконных бизнес в легальных СМИ и Telegram-каналах. Для этого они вбрасывают фейковые новости о якобы незаконной рекламе на различных торговых онлайн-площадках. Сейчас в Сети размещено более 2 тыс. публикаций, рассказывающих, например, о логотипах магазинов и объединяющих их наркоплощадок, которые будто бы нашли бдительные пользователи на подошвах кроссовок. Фотографии отзывов покупателей, демонстрирующих обувь во всей красе, активно показываются в видеороликах, которые расходятся по интернету. О том, как создаются такие фейки и какое наказание за них грозит, — в материале «Известий».

Какие фейковые новости распространяют драгдилеры

С конца 2024 года по начало 2025-го в соцсетях и мессенджерах было опубликовано более 2 тыс. постов о якобы случайно найденной символике наркошопов на легальных торговых онлайн-площадках, в соцсетях и Telegram-каналах. Их прокомментировали около 7 тыс. пользователей, подсчитали «Известия». Но все эти новости — фейки. Их вбрасывали наркоплощадки, пытаясь попасть в легальные СМИ и отрекламировать себя.

Последняя громкая акция произошла в январе этого года. По десяткам Telegram-каналов распространилось видео, на котором показаны скриншоты с отзывами под товаром на одном из крупнейших маркетплейсов России. Покупатели заявили, что якобы обнаружили на подошве кед пропечатанный логотип наркоплощадки, который оставлял соответствующие следы на снегу. Из-за популярности и низкой стоимости модели (менее 3 тыс. рублей) автор ролика предположил, что тысячи россиян могут стать «ходячей рекламой».

По просьбе «Известий» маркетплейс провел внутреннее расследование. По словам представителей компании, отзывы недовольных пользователей были добавлены в ролики с помощью фотошопа.

маркетплейс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Наша проверка выявила факт применения инструментов для обработки изображений: некоторые из отзывов о товаре сфабрикованы. В действительности отзывы покупателей, оставленные в карточке товара, имеют совершенно иное содержание, — сообщили в пресс-службе.

В компании отметили, что регулярно проводят внутренний мониторинг витрины. Специальный алгоритм позволяет по описанию и фотографиям карточек товаров выявлять запрещенку и незамедлительно ее блокировать. Поэтому провести рекламную акцию на площадке невозможно.

Аналогичная акция прошла в конце 2024-го года в одной из социальных сетей. Тогда логотип наркоплощадки с помощью фотошопа разместили на вещах для младенцев. Готовые фото регулярно загружали в группу, где пользователи предлагают бесплатно отдать желающим ненужные вещи. Фейк разлетелся и по мессенджерам: посты с обсуждением рекламы опубликовало более 40 каналов, а недовольные пользователи оставляли сотни комментариев.

одежда
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Иногда дилеры размещают фальшивую рекламу прямо на улицах, а затем публикуют ее фотографии в интернете. В 2024 году полиция возбудила уголовное дело за склонение к употреблению наркотиков (ст. 230 УК РФ) и покушения на их незаконный оборот (228.1 УК РФ) в отношении пары из Санкт-Петербурга.

Согласно материалам дела, они предлагали приобрести запрещенные вещества с помощью афиши концерта. По заказу дилеров подозреваемые разместили QR-код с адресом наркоплощадки на транспаранте с рекламой выступления Канье Уэста в России, которого на самом деле не было и не планировалось. На афише было указано, что этот код якобы ведет на сайт спонсоров мероприятия.

— В ходе проведенного обыска в квартире задержанных оперативники обнаружили многочисленные экземпляры рекламной продукции, а также весы с остатками наркотического средства растительного происхождения, которое направлено на экспертизу, — сообщили в МВД.

Однако самым обсуждаемым (более 3 тыс. комментариев) оказалось видео, на котором два молодых человека в одежде с названием площадки бесплатно раздают куриные яйца пенсионерам. Видео не только распространилось по Сети, но и ненадолго просочилось в Telegram-канал новостного портала Обнинска.

Зачем создаются фальшивые новости

Главная цель наркоторговцев — попасть в легальные СМИ: ролики с фальшивой рекламой расходятся в интернете и привлекают дополнительное внимание к их товару, рассказал «Известиям» источник из крупнейшего рекламного агентства даркнета.

— Каналы в соцсетях, которые посвящены даркнет-тематике, берут на рекламу всех, а вот «белые» ресурсы — крайне редко. Попасть в них хотят все продавцы веществ, чтобы привлечь новых клиентов. Раньше все стремились попасть в интернет-издания, но со временем решили сосредоточиться на Telegram, — сказал он.

телефон
Фото: Global Look Press/IMAGO/Bernd Feil/M.i.S.

Сейчас PR-схема устроена следующим образом: наркошоп обращается в рекламные агентства даркнета и дает техническое задание — например, желаемый охват аудитории. Затем выбирается максимально популярный ресурс, на котором размещаются сфабрикованные фотографии с логотипом наркоплошадки, либо оставляются письменные отзывы, рассказал еще один источник «Известий» из даркнета.

— Скриншоты рассылаются по белым Telegram-каналам с большим количеством подписчиков, минимум 10 тыс. человек. Помимо них в посте публикуется комментарий пользователя, якобы возмущенного открытой наркоторговлей. Администрация каналов менее настороженно относится к таким публикациям. Новость подхватывают ресурсы поменьше, обеспечивая широкий охват, — отметил источник.

телеграм
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Расценки на такой пиар составляют примерно 100 тыс. рублей, выяснили «Известия», изучив предложения от теневых PR-агентств. При этом, судя по количеству отзывов клиентов наркоплощадок, ежемесячно они зарабатывают миллионы, в том числе на новых пользователях.

Такие акции получили популярность в наркосреде из-за их низкой стоимости, согласен интернет-аналитик Максим Горбунов.

— Тратя небольшие деньги, площадка привлекает аудиторию через интерес рядовых обывателей. Создается иллюзия, что наркоторговцы — сила, с которой нужно считаться. Люди начинают интересоваться, кто может подкупить крупный маркетплейс и продавать там товары со своим знаком. Затем начинают искать информацию в интернете. Такую «славу» нужно постоянно поддерживать, отсюда и частые акции, — добавил эксперт.

Кого накажут за такую рекламу

В России пропаганда наркотиков влечет административное наказание, предусмотренное статьей 6.13 КоАП. Максимальный штраф за такие действия составляет 1,5 млн рублей.

Кроме того, в августе 2024 года президент России Владимир Путин подписал закон о запрете пропаганды наркотиков в СМИ и интернете, а также об условиях упоминания их в литературе и кино. Он предполагает административную ответственность и вступит в силу 1 сентября 2025 года.

При этом, по мнению юриста Михаила Репринцева, административные меры далеко не всегда пугают преступников.

коап
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Владельцы маркетплейсов действуют через системы прокси-серверов, которые гарантируют анонимность, и вычислить их крайне сложно. Что касается обычных граждан, которые действуют по их указу, то штраф для них не кажется достаточно серьезным препятствием, чтобы отказаться от легких денег, — рассказал эксперт. — В отдельных случаях возможно возбуждение уголовного дела, например, за склонение к употреблению, но это происходит крайне редко. Маркетплейсы также могут понести административную ответственность по этой статье, но их вину еще необходимо доказать.

Согласно статистике, предоставленной юристом, в 2022 году было выявлено 977 нарушений по 6.13 КоАП РФ. Размер среднего штрафа составлял около 7 тыс. рублей. В 2023 году он остался неизменным, хотя количество правонарушений выросло до 1403.

штраф
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Данные свидетельствуют об очень низком проценте привлечения лиц за незаконную рекламу наркотиков при явной тенденции роста таких деяний, — отметил он.

Юрист Европейской юридической службы Роман Демченко также считает, что ответственность грозит наркодилерам, лицам, которые получили товар для рекламы, опубликовав его фотографии в отзывах, и теневым маркетологам. Не исключается также ответственность и для легальных маркетплейсов, поскольку правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 6.13 КоАП, характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Но пока правоприменительной практики по таким делам недостаточно, чтобы делать выводы о ней, сообщили все опрошенные редакцией юристы.

Читайте также
Прямой эфир