Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о контактах с США на фоне слов Трампа о возможных пошлинах на нефть
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Разлив в ДНР
Мир
Лавров указал на важность встреч Путина и Си Цзиньпина для отношений двух стран
Мир
В МЧС РФ заявили о риске новых обрушений в некоторых районах Мьянмы
Мир
Замглавы МИД РФ и посол Турции обсудили безопасность судоходства в Черном море
Мир
ЦАХАЛ сообщила о нанесении воздушного удара по объекту «Хезболлы» в Ливане
Мир
СМИ узнали о желании ЕС возобновить поставки российского газа
Общество
Путин подписал закон об особом порядке сдачи ОГЭ в трех субъектах России
Общество
Генерал-лейтенант Вячеслав Бутко назначен замминистра МЧС РФ
Мир
Парламент Грузии одобрил аналогичный американскому закон об иноагентах
Общество
МЧС сформировало самую большую группировку спасателей для помощи Мьянме
Мир
Трамп заявил о продолжении атак по хуситам до прекращения ударов в Красном море
Наука и техника
На Солнце произошла мощная вспышка
Мир
FT сообщила о планах США и Дании провести переговоры на высоком уровне
Общество
В Кремле напомнили о желании России развивать взаимовыгодные отношения с соседями
Мир
Киево-Печерскую лавру лишили доступа к пещерам с мощами
Общество
Приложение и сайт РЖД подверглись массированной DDOS-атаке
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Помеха на дороге не является основанием для освобождения водителя от ответственности за выезд на встречную полосу. К такому выводу пришел Верховный суд РФ. Автомобилист должен правильно оценивать дорожную обстановку при выполнении маневров, отмечают юристы и эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Не смог вернуться

В марте прошлого года в Пензенской области сотрудники Госавтоинспекции зафиксировали, как водитель при обгоне выехал на встречную полосу в зоне действия разметки, запрещающей выполнение такого маневра. Как выяснилось, ранее автомобилист уже привлекался к административной ответственности за такое же правонарушение и ему был назначен штраф в размере 5 тыс. рублей. Поэтому в его отношении было возбуждено дело по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ — за повторный выезд на встречную полосу. Материалы дела были переданы в суд по месту жительства автомобилиста.

Деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В июне прошлого года мировой судья Октябрьского района Кирова признал автомобилиста виновным и лишил прав на год. Водитель попытался оспорить это решение в Шестом кассационном суде общей юрисдикции. Он утверждал, что данный проступок был совершен в условиях крайней необходимости — якобы он был вынужден двигаться по встречной полосе, поскольку вернуться в свой ряд ему мешала другая машина. На основании ст. 2.7 КоАП РФ «Крайняя необходимость» он требовал прекратить производство по административному делу и отменить ранее вынесенное судебное решение. Однако кассационная инстанция оставила в силе вердикт мирового суда. Поэтому водитель обратился с жалобой уже в Верховный суд (ВС РФ).

Переоценил возможности

Рассмотрев материалы дела, судья Верховного суда пришел к выводу, что обстоятельства данного правонарушения были «всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены» нижестоящими инстанциями.

«Обстоятельства, на которые ссылается Ифанов (фамилия изменена. — «Известия») в жалобе, не свидетельствуют о том, что он действовал в состоянии крайней необходимости, а указывают на неверную оценку дорожной ситуации. Оснований для освобождения названного лица от административной ответственности в порядке статьи 2.7 КоАП РФ не установлено», — говорится в постановлении ВС РФ.

Суд
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В результате Верховный суд указал, что «судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их изменения или отмены не усматривается». Таким образом, ВС РФ оставил в силе решения нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении жалобы автомобилиста.

Не уверен — не обгоняй!

Понятие «крайняя необходимость» является оценочным и детально изучается судьями в каждом конкретном случае, с учетом всех нюансов и обстоятельств произошедшего, рассказал адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Если три инстанции, включая Верховный суд, не сочли, что водитель действовал в условиях крайней необходимости, значит он не сумел предоставить достаточных доказательств, подтверждающих, что он был вынужден двигаться по встречной полосе, добавил юрист.

— Чтобы доказать, что те или иные действия были вызваны крайне необходимостью, недостаточно просто заявить об этом. Тут требуется предоставить веские доказательства и аргументы: показания свидетелей, видеозаписи и т. д. К тому же в ПДД четко указано, что перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса на достаточном расстоянии свободна для выполнения этого маневра, а также в том, что по завершении обгона он сможет вернуться в свою полосу, не создавая опасности и помех для других участников движения, — напомнил Сергей Радько в беседе с «Известиями».

ДПС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Таким образом, Верховный суд принял правильное решение, указав, что водитель в данной ситуации не находился в состоянии крайней необходимости, а сам неверно оценил складывающуюся дорожную обстановку, отметил юрист. Увидев, что он не сможет безопасно завершить маневр в зоне, где разрешен обгон, автомобилист должен был заранее отказаться от него, подчеркнул он.

Переложить ответственность

Заявления автомобилиста о крайней необходимости — не более чем попытка избежать ответственности и даже переложить ее на другого водителя, который якобы помешал своевременно закончить обгон, считает член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. Отказав в удовлетворении его жалобы, Верховный суд принял правильное решение, считает эксперт.

— Обгон — это, пожалуй, наиболее опасный маневр, который потенциально поможет привести к ДТП с самыми тяжелыми последствиями. Он требует от водителя максимальной концентрации и заблаговременного просчета всех возможных вариантов развития событий. В данной ситуации автомобилист, судя по всему, не проявил должной осмотрительности и осторожности, не учел всех последствий своего маневра. В результате водитель понес наказание за свой поступок согласно требованиям закона, — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.

Дорожные знаки
Фото: ТАСС/Илья Московец

Член президиума общественного совета при МВД РФ также обратил внимание на то, что, по материалам дела, у Ифанова это не первое аналогичное нарушение. Предыдущие «грешки» автомобилиста свидетельствуют о его отношении к ПДД и могут служить дополнительным доказательством того, что, прикрываясь доводами о «крайней необходимости», водитель пытался избежать ответственности, полагает Игорь Моржаретто.

Читайте также
Прямой эфир