Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Россия, КНР и Иран подчеркнули недопустимость угроз против иранских ядерных объектов
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Мир
Молдавия запросит $40 млн у Всемирного банка на систему предупреждения о ЧС
Мир
Лавров назвал Венесуэлу одним из лучших соавторов российских резолюций
Мир
Лукашенко заявил о наличии «окон» на границе с Украиной по обмену пленными
Политика
Путин заявил о плотном сотрудничестве России с Венесуэлой
Экономика
Семейную ипотеку распространили на вторичный рынок в некоторых регионах
Мир
Трамп заявил о «хорошем и продуктивном» разговоре с Путиным в четверг
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Мир
РФ приветствует завершение проекта соглашения о мире между Баку и Ереваном
Мир
В Белом доме заявили о «движении вперед» в переговорах по Украине
Общество
В приграничных районах Курской области ограничат перемещение жителей
Мир
Путин назвал сложным процесс восстановления отношений России и США
Общество
Дело о хулиганстве возбудили после стрельбы у детского сада в Новой Москве
Мир
Марк Карни принес присягу в качестве 24-го премьер-министра Канады
Мир
Путин с пониманием воспринял призыв Трампа о гуманности к военным ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Власти РФ решили добиться снятия «красного флажка» ICAO с гражданской авиации страны. Статус «серьезной обеспокоенности» был присвоен России Международной организацией гражданской авиации в 2022 году — он указывает на значительные проблемы с безопасностью в авиации, в частности, из-за двойной регистрации наших самолетов. Сейчас Росавиация представила документы, которые свидетельствуют о политизированности решения, их направят в ICAO. Также готовятся письма в адрес авиавластей дружественных стран.

Почему ICAO заинтересовалась Россией

Росавиация старается снять негативный статус «серьезной обеспокоенности в области безопасности полетов» (Significant Safety Concern, SSC) с гражданской авиации РФ, выданный Международной организацией гражданской авиации (ICAO) в 2022 году. Причиной стала двойная регистрация воздушных судов.

Ведомство подготовило предложения о вступлении в диалог с международной организацией по этому вопросу. Кроме того, в 2024-м в Минтранс представлены аналитические материалы, свидетельствующие о политическом аспекте присвоения статуса, что не соответствует принятым стандартам ICAO, говорится в материалах федерального агентства, с которыми ознакомились «Известия».

ICAO
Фото: Getty Images/Colin Temple

Самолеты должны иметь только одну государственную прописку, однако в силу известных событий в России появилась двойная регистрация, — пояснил основатель сервиса безопасности полетов RunAvia авиаэксперт Андрей Патраков. — Большинство гражданских самолетов в РФ эксплуатировались в лизинге и регистрировались на Бермудских островах. Из-за санкций авиавласти Бермуд аннулировали сертификаты летной годности и потребовали вернуть авиалайнеры обратно. Пришлось нашим властям перерегистрировать самолеты в России с нарушением конвенции ICAO. Контроль над их летной годностью стала осуществлять Росавиация.

По итогам аудита летом 2022 года ICAO потребовала устранить двойную регистрацию, но не добившись успеха, присвоила в сентябре гражданской авиации России «красный флажок». В постановлении Совета ICAO отмечалось, что Россия нарушила статьи 18, 19, 29 и 31 Чикагской конвенции по гражданской авиации в связи с двойной регистрацией воздушных судов и их эксплуатацией без действительных сертификатов летной годности.

Решение об установлении «красного флажка» было весьма политизированным. Кроме того, оно опиралось на позицию о двойной регистрации значительной части магистральных воздушных судов российских авиакомпаний, — сказал «Известиям» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

При этом статус SSC не накладывает ограничений на государство и только информирует его партнеров об имеющихся проблемах в отрасли. По данным ICAO, «красные флажки» есть у Королевства Бутан, Конго, Либерии, Эквадора и Зимбабве.

Самолет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Между тем на основании «красного флажка» любое государство может отказать в пролете самолетам с регистрацией в РФ в своем воздушном пространстве, — пояснил Андрей Патраков.

Как говорится в материалах Росавиации, с 2022 года федеральное агентство ведет работу по изменению статуса SSC. Заметный прогресс был достигнут 27 сентября 2024-го на шестой министерской встрече «Группы друзей в защиту Устава ООН», проходящей на полях 79-й сессии Генассамблеи ООН. Ряд государств, дружественно относящихся к России, подписали политическую декларацию с критикой ограничений, затрагивающих полеты гражданской авиации, отмечается в документах Росавиации. В группу, помимо РФ, входят Алжир, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Зимбабве, Иран, Китай, КНДР, Куба, Лаос, Мали, Никарагуа, Палестина, Сент-Винсент и Гренадины, Сирия, Экваториальная Гвинея и Эритрея.

Росавиация подготовила проекты писем по вопросу статуса SSC, которые после утверждения Минтрансом России могут направляться дружественным государствам, поддерживающим РФ. Кроме того, инициировано рассмотрение вопроса по статусу SSC с авиационной администрацией КНДР, сообщается в документе.

Там же говорится, что одновременно идет работа по исключению воздушных судов из иностранных реестров. Как писали «Известия», по итогам 2024 года 345 российских самолетов избавились от двойной регистрации, а 216 из них выкуплены для отечественных авиакомпаний, сообщается в материалах Федерального агентства воздушного авиатранспорта. Это позволит им летать за границу.

Самолет шасси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Добиться перерегистрации удалось за счет взаимодействия с иностранными лизингодателями и администрациями авиатранспорта, говорится в материалах Росавиации. Правда, около 300 лайнеров в России всё еще остаются с двойной пропиской.

Регистрация сама по себе не влияет на безопасность полетов. Роста количества авиапроисшествий с самолетами с «двойной регистрацией» в гражданской авиации РФ не наблюдается, — отметил Олег Пантелеев.

Кроме того, по данным материалов Росавиации о состоянии безопасности полетов в России в 2023 и 2024 годах, относительное число авиапроисшествий на 1 млн регулярных вылетов в РФ с самолетами коммерческой авиации с максимальной взлетной массой более 5700 кг составило в 2024 году 1,27, что даже ниже, чем средний показатель у государств — членов ICAO — 1,87. Этот показатель является сегодня наиболее репрезентативным в мировой авиации.

«Известия» направили запросы в Росавиацию, Минтранс, МИД, ICAO и в крупные авиакомпании.

Что даст России снятие «красного флажка»

Сам по себе «красный флажок» на состояние гражданской авиации влияет слабо. Это политизированное решение, некоторое давление на партнеров, которые взаимодействуют с Россией, рассказал «Известиям» эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. А вот наложенное на отрасль санкционное давление оказывает заметное влияние. Поэтому работа над снятием статуса — это задел на будущее, что станет важно после возможного ослабления санкций, отметил эксперт.

Снятие «красного флажка» как минимум позволит уменьшить стоимость страховок на воздушные суда, экипажи, пассажиров и так далее, — добавил Андрей Патраков. — Появятся основания для снижения оценки рисков безопасности полетов. Это снизит себестоимость выполнения полетов в воздушном пространстве РФ для всех авиакомпаний, включая иностранные. В конечном итоге это косвенно отразится на ценах на авиабилеты или повысит рентабельность перевозчиков.

Также снятие «красного флажка» с гражданской авиации России повлияет на решения авиационных властей — членов ICAO о воздушном сообщении с РФ, а также на решения авиакомпаний, которые ограничили свои полеты именно по соображениям безопасности, полагает эксперт.

Денежные купюры рубли
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

До устранения внешнеполитической напряженности ожидать существенного прогресса в отношениях с чиновниками ICAO не приходится, отметил Олег Пантелеев. В то же время процесс идет, и мы видим, что по большому количеству самолетов уже проведена дерегистрация из бермудского реестра, сказал он.

Чтобы снять флажок, нужно как минимум устранить формальную причину — двойную регистрацию всех воздушных судов. А так называемая дебермудизация парка наших самолетов еще не завершена, добавил Андрей Патраков.

Как отметил генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко, среди санкций, наложенных на Россию, первыми были именно меры в отношении гражданской авиации. Поэтому, по его словам, можно с осторожностью предположить, что их возможное снятие также начнется с нее. В этом заинтересованы в том числе европейские и североамериканские авиакомпании, которые из-за закрытия российского воздушного пространства вынуждены облетать Россию и тратить на полет на пару часов больше.

Читайте также
Прямой эфир