Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минэкономразвития раскритиковало последнюю версию законопроекта о «российской полке», а именно формулировку основного понятия, какую продукцию можно отнести к отечественной. Авторы документа уверены, что в эту категорию должны входить товары, которые изготавливают в стране, причем отечественные акционеры, неподконтрольные иностранцам. Однако в Минэке отметили, что такой подход противоречит действующим законам. Власти уже два года не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Есть ли у этого проекта шансы на принятие — в материале «Известий».

Что такое «российская полка»

Почти два года прошло с тех пор, как министерства отказываются поддержать законопроект депутата Татьяны Буцкой о «российской полке». Он предполагает, что розничные сети должны выделить фиксированное место на прилавках для отечественных непродовольственных товаров, а маркетплейсы — обеспечить приоритетную выдачу первых 50 карточек такой продукции. Минпромторг, участвующий в создании документа, стремится поддержать наши бренды на фоне резкого ухода иностранных в 2022–2023 годах. Документ постоянно меняют, но это не помогает в процессе согласования, узнали «Известия».

Минэкономразвития раскритиковало ключевое понятие последней версии законопроекта — «товары российского происхождения». Это следует из бумаг министерства, которые в середине февраля направили в правительство и Минпромторг.

Товары
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Авторы законопроекта уверены, что под это определение должна попасть только та продукция, которую произвели в РФ. Причем ее изготовители не могут находиться под контролем иностранных лиц, за исключением Белоруссии. Более того, нельзя считать российской продукцию, если на ней товарный знак, принадлежащий зарубежным лицам.

Минэкономразвития в своем отзыве уточнило: во-первых, предлагаемые нормы конфликтуют с уже действующим регулированием. Так, например, в России, и в целом в ЕАЭС уже используют декларации или сертификаты о происхождении продукции. Как раз в них фиксируют место ее производства. Такие документы нужны для того, чтобы снижать или обнулять компаниям ввозные пошлины в том случае, если между странами-поставщиками есть режимы преференций.

производство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Во-вторых, подчеркнули в МЭР, законопроект рискует ограничить в правах иностранных обладателей товарных знаков, которые развернули в РФ производство полного цикла. Уже не говоря о том, что компании не обязаны регистрировать товарные знаки. Это право производителя, а не его обязанность, добавили в ведомстве. Поэтому в случае принятия проекта «о российской полке» отечественным изготовителям придется тратить силы и финансы на регистрацию своих брендов в Роспатенте.

Против проекта уже выступали ФАС и крупная торговля, которые указывали, что такой подход может спровоцировать рост цен и закончиться пустыми прилавками в отдаленных регионах. Именно противостояние министерств и бизнеса до сих пор не дает документу пройти все нужные согласования и попасть в Госдуму. Создается впечатление, что документ вязнет в критике и еще не скоро будет поддержан, если вообще дойдет до этого, отметил источник в кабмине.

государственная дума
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Власти должны поддерживать отечественных производителей, давать им преференции на полке и тем самым стимулировать их развитие и масштабирование, сказала «Известиям» депутат Татьяна Буцкая. Поэтому так важно дать им определение, а также пояснить, что такое «товары российского происхождения», отделить их от массы других.

Сейчас на рынке можно встретить предприятия, которые мимикрируют под российские, но на практике они привозят в РФ продукцию из-за рубежа, переклеивают в стране этикетки и считаются нашими, — им не следует предоставлять преференции и место на полке, уверена она. Парламентарий подтвердила, что работа над законопроектом продолжается: всё еще проходят совещания, на которых эксперты уточняют формулировки и нормы документа.

«Известия» направили запрос в Минэкономразвития.

Как нужно поддержать отечественного производителя

В Минпромторге «Известиям» сказали, что законопроект предлагает регулирование, которое ранее в России не применяли, поэтому обсуждение его положений — нормальный рабочий процесс. Тем более ведомство уже подготовило обновленную версию законопроекта и предложило его рассмотреть коллегам.

— Для Минпромторга главное — стимулировать развитие российской промышленности потребительского сектора. По сути, этот проект помогает уровнять маркетинговые возможности отечественных и транснациональных производителей и их брендов. А потребители получат более широкий ассортимент отечественного товара. При этом законопроект не предлагает нормы, которые ограничивают реализацию товаров зарубежного производства, — сказали в пресс-службе ведомства.

бренд
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В Минпромторге 6 марта также сообщили, что законопроект будет доработан и рассмотрен в Госдуме осенью.

Российские производители уже вполне успешно развиваются и представляют свои бренды, которые пользуются популярностью у потребителей, причем некоторые компании это сделали без какой-либо поддержки со стороны государства, сказал «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Тем более отечественные предприятия инвестировали существенные суммы в развитие своих торговых марок, но теперь им предлагают встать на полку и конкурировать с теми, кто не вкладывал средств в маркетинг, отметил он.

магазин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Также возникает вопрос — а как быть с зарубежными компаниями, которые продали свой бизнес россиянам, но торговые марки на продукцию по-прежнему принадлежат иностранцам. Например, такая ситуация с компанией Henkel, которая рассталась со своим предприятием в РФ. Такой бизнес будут считать российским? Ведь на нем работает отечественные персонал, также предприятия платят налоги в РФ и многое другое, почему эти факты не учитывают, пока неясно, — добавил эксперт.

Законопроект смущал и других отечественных изготовителей — из Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены. Ее исполнительный директор Петр Бобровский уже не раз говорил, что часть требований нового проекта может оказаться неисполнимой: например, у производителя меняется структура собственности, но это не всегда отражается в ЕГРЮЛ и в других открытых источниках, а значит, торговая сеть просто не узнает об этом.

парфюм
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Поддержка по настоящему отечественных производителей полностью соответствует интересам государства: это позволяет создавать новые рабочие места, развивать импортозамещение, увеличивать поступления в бюджет и обеспечивать потребителей качественной и безопасной продукцией, отметил «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

— Поэтому разные механизмы стимулирования спроса и продвижения наших товаров заслуживают поощрения и поддержки. При этом вполне логично, что на такие меры должны рассчитывать только те компании, прибыль которых остается в стране и инвестируется в развитие производства, — уверен эксперт.

химия
Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

Отечественного изготовителя действительно нужно поддерживать — создавать преференции перед иностранными конкурентами, сказал «Известиям» сопредседатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов. Но это не должно идти в разрез с интересам потребителей, уверен он.

Если определить квоту для для российских товаров на полке, то возникнет много вопросов, например, что делать, если наша продукция закончилась, а новую партию еще не привезли, нужно ли снимать с продажи иностранные аналоги? Плюс наш производитель не всегда может конкурировать по цене с зарубежной продукцией, значит ли это, что отечественное будет занимать полку и залеживаться? — удивился эксперт.

Иностранные аналоги крупных транснациональных производителей зачастую выигрывают у наших по ценам, поскольку первые могут снизить себестоимость за счет объема и дешевой рабочей силы в странах производства, добавил он. В этом случае эффективно сбалансировать конкуренцию могут лишь повышенные ввозные пошлины, резюмировал эксперт.

Читайте также
Прямой эфир