
Вычерпали лимит: льготы на перевозку зерна и рыбы закончились за два месяца

Льготы для аграриев на перевозку зерна и рыбы в 2025 году закончились за два месяца. Минсельхоз приостановил прием новых заявок из-за исчерпания лимитов. Утрата льготных тарифов может стать довольно острой проблемой для производителей зерна из Сибири и Дальнего Востока, заявили «Известиям» представители аграрного бизнеса. О неэффективности механизма распределения финансирования перевозок сообщили и в рыбной отрасли. Полтора года назад президент Владимир Путин уже давал поручение выделить допсредства на субсидирование перевозок рыбопродукции.
Почему лимиты на льготную перевозку закончились так быстро
Минсельхоз остановил прием заявок от сельхозпроизводителей на льготную перевозку железной дорогой зерна, рыбы и рыбной продукции (минтай, горбуша, сардина иваси). Годовые лимиты на нее закончились за два месяца 2025-го, выяснили «Известия».
Так, при плане перевозки зерна в объеме 1,92 млн т, к 26 февраля остаток составил 15,4 т. При лимите перевозки рыбы и рыбной продукции в 70 тыс. т на тот же период осталось 10,6 т. В 2024-м примерно такие остатки были зафиксированы только к сентябрю.
В Минсельхозе «Известиям» прекращение приема заявок подтвердили. При этом там отметили, что в 2025 году из федерального бюджета на поддержку льготных перевозок заложено порядка 8,3 млрд рублей, что на 2 млрд рублей больше, чем годом ранее.
Исходя из документов министерства, помимо зерна и рыбы, к льготным перевозкам сельхозпродукции относится транспортировка минеральных удобрений (азотные, калийные, фосфорные, смешанные), овощной продукции (капуста свежая, лук репчатый и сеянец, свекла столовая свежая, морковь свежая, томаты свежие, огурцы свежие, картофель свежий), продукты переработки семян масличных культур, продукты переработки зерновых культур (мука пшеничная, ржаная, ржано-пшеничная).
— Согласно распределению доступных объемов, указанных на сайте Минсельхоза России, на 2025 год предусмотрена перевозка железнодорожным транспортом по льготному тарифу порядка 2 млн т зерновых культур и 70 тыс. т рыбы. На данный момент министерством одобрены заявки на весь указанный объем, в связи с чем прием новых заявок приостановлен, — сообщили в ведомстве.
Там также отметили, что, в случае если отправители частично не воспользуются льготными перевозками по одобренным заявкам, денежные средства будут восстановлены и Минсельхоз возобновит отбор заявок на льготную перевозку зерна и рыбы.
В РЖД «Известиям» завили, что грузы, в отношении которых государство приняло решение о предоставлении субсидий, имеют больший приоритет при приеме заявок на перевозку по лимитирующим направлениям.
— Субсидирование является стимулом для грузоотправителей сельхозпродукции и оказывает положительное влияние на объемы перевозок. Со своей стороны РЖД готовы обеспечивать такие перевозки, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании.
Скажется ли отсутствие льготной перевозки на ценах
Тем временем ситуацией с окончанием лимитов уже обеспокоены сельхозпроизводители. Представители рыбной отрасли обратили внимание, что вылов некоторых видов популярных и доступных для россиян рыб еще даже не начинался.
— Субсидирование железнодорожных перевозок рыбопродукции так и не стало действенным инструментом увеличения поставок на внутренний рынок. Причины следующие. Первая — объем финансирования незначителен и быстро расходуется на все виды субсидируемых грузов, поэтому для рыбы остаются крохи. Вторая — бюджетные лимиты не резервируются распорядителем средств в привязке к промысловым путинам, поэтому основные промысловые сезоны «рыбных хитов» российского рынка — сельдь, горбуша и сардина иваси — начинаются тогда, когда бюджетные лимиты уже израсходованы, — сообщил «Известиям» президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
По его словам, парадокс заключается в том, что финансовые ресурсы, которые взимаются из рыбной отрасли посредством аукционов, не используются для стабилизации цен на внутреннем рынке путем расширения программы субсидирования поставок рыбопродукции.
— Пример: только в феврале этого года рыбаки заплатили 28 млрд рублей за крабовые аукционы в Мурманске, но ни копейки из этих средств не были направлены на расширение адресных бюджетных лимитов для железнодорожной перевозки рыбопродукции, — пояснил представитель отрасли.
Для социально значимых видов рыбы льготная доставка, а по сути, сокращение расходов на нее — важное условие для сохранения ценовой доступности, заявил «Известиям» президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
— При цене рыбы в 80–100 рублей за 1 кг расходы на доставку 25–27 рублей очень ощутимы. Минтай был включен в перечень субсидируемых сельхозгрузов в конце 2021 года. Мера поддержки оказалась очень востребованной и позволила увеличить поставки рыбы на внутренний рынок в 2022–2023 годах. В 2024-м было принято верное решение о расширении списка видов рыбы для перевозки, но чтобы мера не размазывалась и имела эффект, нужно было соразмерно увеличить и бюджетные ассигнования. Но фактически в этом году они сохранились на уровне прошлых лет, — заявил представитель бизнеса.
Ранее поручение увеличить выделение в 2023–2026 годах дополнительных средств на субсидирование железнодорожных перевозок рыбопродукции правительству давал Владимир Путин. Президент предлагал это сделать, в том числе исходя из необходимости включения в перечень субсидируемой продукции лососевых видов рыб.
В этом году лимит по объему перевозки рыбы подняли с 31,49 тыс. до 70 тыс. т. С 1 февраля тариф компенсации на льготную перевозку оставляет 50%, вместо 100%, как сообщили в отрасли. А увеличение финансирования льготной перевозки сельхозпродукции распределилось по всем ее видам, а не только по рыбе.
Обеспокоены ситуацией с окончанием лимитов по перевозке зерна в ассоциации «Народный фермер».
— Эта мера одна из самых адресных и нацелена на поддержку тех регионов, которые, с одной стороны, не имеют достаточных экспортных возможностей, а с другой — полностью обеспечивают себя зерном и нуждаются в вывозе продукции. В силу удаленности этих регионов их логистические издержки гораздо выше, чем у других. Льготный тариф на перевозку выравнивал эту ситуацию. Для наших коллег из Сибири и Дальнего Востока утрата льготных тарифов может стать довольно острой проблемой, — сообщил «Известиям» исполнительный директор ассоциации Станислав Санкеев.
— В том, что лимиты внезапно так закончились, есть два момента. Во-первых, организация планирования распределения средств, при которой они закончились за два месяца. Во-вторых, вероятно свою роль тут сыграл Минфин, ограничивший выделение денег на эти цели, — заявил «Известиям» независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут.
При этом, по его словам, эта мера поддержки очень востребована у аграриев, так как всё зерно, которое выращивается за Уралом, не имеет рынка сбыта.
— Поэтому продукцию оттуда нужно везти в Центральную Россию. Надеюсь, что как и в прошлые годы, когда создалась такая ситуация, деньги на эти цели будут добавлены, — отметил эксперт.
Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что выделение дополнительных средств на новые лимиты будет зависеть от Минфина, а не от Минсельхоза. Если деньги на эти цели не найдут, то отсутствие льготных перевозок может привести к дефициту и росту цен на эти товары, это законы экономики, подчеркнул эксперт. При этом он считает, что правительство в итоге пойдет навстречу сельхозпроизводителям, чтобы не допустить такой ситуации.