
Тюльпан или пропал: букет к 8 Марта обойдется в 4 тыс. рублей

Цветы к 8 Марта за год подорожали на 18%, подсчитали аналитики. В этом году букет обойдется в среднем по стране в 4 тыс. рублей, а в Москве — около 5 тыс. рублей. Колебания курса доллара не сказались на стоимости — из-за ажиотажного спроса продавцы не снизят цены. Уже к началу месяца количество заказов на букеты выросло практически на треть. При этом отечественные цветы составляют лишь 20% рынка, в основном это розы и тюльпаны. В этом году популярны также орхидеи, гортензии и луковичные растения, которые будут распускаться постепенно, рассказали «Известиям» продавцы. Цветы могут стать причиной аллергии, поэтому лучше выбирать те, у которых нет слишком сильного аромата, напомнили врачи.
Сколько стоит букет к 8 Марта
Букет цветов к 8 Марта обойдется в 4 тыс. рублей в среднем по стране, это на 18% дороже, чем в прошлом году, следует из имеющихся у «Известий» данных аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД». Средняя цена на букет оказалась чуть выше в столице, где она составила около 5 тыс. рублей. А при покупках онлайн цветы обходятся на 40–70% дороже.
Заметнее всего за год подорожали лилии — на 39%, хризантемы — на 31%, тюльпаны — на 25%.
— В марте цены и спрос на цветы традиционно достигают своих максимальных значений. Исходя из статистики прошлых лет, число покупок цветочных букетов в марте превышает февральские в 20–25 раз, — отметили аналитики.
Кроме того, на 8 Марта смещается часть спроса, приходившегося на День влюбленных, что дополнительно создает рост интереса покупателей и ведет к увеличению продаж цветов как в штучном, так и в денежном выражении, добавили они.
— Основным игроком на рынке цветов остается несетевая розница. Однако всё больше небольших магазинов внедряют онлайн-продажи, где уже популярными стали массовые закупки для корпоративных нужд, для школ и других задач по подаркам, — подчеркнули аналитики.
Продажи и предзаказы букетов перед 8 Марта выросли уже на 30% относительно начала февраля, следует из данных «Авито». Средняя цена там увеличилась на 10% и составила 1,7 тыс. рублей.
— Перед праздниками традиционно наблюдается рост цен на цветы — это связано с повышенным спросом и дополнительными затратами продавцов: на аренду дополнительных складских мест и на логистику. Однако после праздничного ажиотажа цены обычно возвращаются на стабильный уровень, — подчеркнули там.
Продажи букетов к 8 Марта растут до 30 раз относительно средних показателей в течение года, добавили в пресс-службе «Яндекс Маркета».
Что влияет на цену букета
Основная часть цветочной продукции и посадочного материала поступает на отечественный рынок из-за границы, что напрямую влияет на формирование конечной стоимости для потребителей, отметили в «Чек Индексе».
Доля российских цветов на отечественном рынке составляет около 20%, а всё остальное приходится на импорт, оценивают в Национальной ассоциации цветоводов. Основными поставщиками исполнительный директор ассоциации Виктория Крылова назвала Эквадор и Кению.
— Они везут цветы в Россию как напрямую, так и через другие страны, — сказала она «Известиям».
Поставки цветов из-за границы налажены, перебоев с получением заказов нет, заверила основатель проекта Enso Flowers Анастасия Новоженина.
В преддверии 8 Марта таможенники ежедневно оформляют более 450 т свежих цветов, сообщили в Федеральной таможенной службе. Всего с начала года таможенные органы оформили 17 тыс. т свежесрезанных цветов, общей стоимостью 12,2 млрд рублей.
Традиционно в Россию в основном везут розы, тюльпаны, хризантемы и гвоздики. Порядка 93% цветов прибывает из четырех стран: Нидерландов, Эквадора, Кении и Колумбии.
К сожалению, значительный рост спроса на розы к 8 Марта не позволяет полностью удовлетворить потребности рынка за счет отечественного производства, сказал «Известиям» менеджер по проектам «Гродан» (бизнес-подразделение РОКВУЛ) Алексей Куренин.
— В настоящее время около 60% роз в торговых точках составляют импортные цветы,— подчеркнул он.
В ближайшие годы российские аграрии планируют расширить площади выращивания роз, но потребность в импорте будет оставаться значительной и стабильной, прогнозировал он.
Колебания курса доллара не окажут значительного влияния на цену цветов для конечного потребителя, считает Виктория Крылова.
— 8 Марта — лучшее время для цветочного бизнеса. Если кому-то и удастся закупиться цветами по дешевке, есть вероятность, что курсовая разница станет приятным бонусом в кармане владельца цветочного магазина, — полагает она.
Кроме того, на малом бизнесе, к которому относятся многие цветочные магазины, отразилась вступившая в силу в 2025 году налоговая реформа, вводящее новое обременение, добавила эксперт.
Как правило, сами продавцы узнают конечную стоимость цветов только в момент получения заказанных ранее, пояснила Анастасия Новоженина.
Тем не менее средняя стоимость букетов из отдельных видов цветов всё же снизилась: пионы за последние десять дней по сравнению с началом февраля стали дешевле на 16%, а ирисы — на 14%, следует из данных «Авито».
В России наиболее крупные производители цветов сфокусированы на выращивании роз, рассказала Виктория Крылова.
— На этот цветок приходится более 50% от общего потребления в стране, — отметила она. — В последние несколько лет мы говорили о практически полном ипортозамещении российскими производителями тюльпана. Этот цветок стал лучше и качественнее зарубежных аналогов. Однако сейчас мы не до конца знаем, каким будет российский тюльпан, так как по некоторым данным сейчас наблюдаются проблемы с поставками луковиц.
У российских производителей цветочные магазины закупают не только розы и тюльпаны, но и ветви березы, эвкалипта, гортензию и маттиолу (левкой), добавила Анастасия Новоженина.
Импортные цветы примерно на 30% дороже отечественных. Отчасти это связано с пошлиной на цветы из недружественных стран, а также с логистикой, добавила операционный директор маркетплейса цветов и подарков Flowwow Вера Моденова.
— Российских цветов не так много на рынке: примерно каждое пятое растение выросло у нас в стране. Чаще всего это розы, герберы, хризантемы и лилии. В небольших объемах выращивают сезонные цветы: лилии, нарциссы, альстромерии, лизиантусы (эустомы), — сообщила она.
Луковичные растения, такие как тюльпаны и нарциссы, всё еще закупают в Нидерландах, рассказала Вера Моденова. Мимозу приобретают в Краснодарском крае, Абхазии, а более премиальные сорта — в Италии.
Какие цветы выбирают в этом году
Розы традиционно сохраняют популярность — в этом году на букеты из них пришлось 85% от продаж букетов, кроме того, востребованы тюльпаны и гипсофилы, следует из данных «Авито». Замыкают пятерку лидеров букеты из хризантем и долгоиграющие композиции из сухоцветов. В этом году на этой площадке выросли также продажи орхидей, эустом и гортензий.
Этой весной также в тренде оказались луковичные растения, добавила Анастасия Новоженина.
— Луковицы находятся в различных сосудах, кашпо. Каждая луковица прорастает в течение одной-двух недель. Получается, можно наблюдать за жизнью растения, — поделилась она.
Среди самых популярных вариантов в этом году Вера Моденова назвала французские розы, пионовидные розы, гортензии и альстромерии.
— Стабильно популярны букеты с ирисами и гвоздиками (также известны как диантусы). В праздничные периоды, как правило, лидируют классические розы и их сочетания с сезонными цветами, — отметила она. — Наибольшим спросом на 8 Марта пользуются монобукеты: их приобретали в три раза чаще, чем авторские композиции из нескольких видов цветов. Это можно объяснить популярностью тюльпанов, которые, как правило, и продаются в монобукетах.
Кроме того, увеличиваются продажи альтернативных вариантов букетов, в том числе сухоцветов и растений в горшках.
При выборе букета стоит учитывать, что он может спровоцировать аллергию, напомнила врач-эксперт лаборатории «Гемотест», аллерголог Гульнара Меметова. По ее словам, наибольшую угрозу для людей, склонных к аллергии, представляют ромашки, хризантемы, гиацинты, лилии, а также мимоза, которая пользуется особенной популярностью весной.
— У всех этих цветов частички пыльцы крупные и расположены на поверхности бутона. Аллергикам желательно даже не находиться рядом с такими букетами, не то что нюхать их, — предостерегла она.
Одно из самых частых проявлений аллергии на пыльцу, по словам врача, риноконъюнктивит: у человека появляется насморк, текут слезы, начинается чихание и сухой кашель, глаза чешутся и краснеют.
— Эти симптомы легко спутать с признаками простуды, но аллергия редко провоцирует повышение температуры тела, а ее проявления сходят на нет, если исключить контакт с аллергеном и принять антигистаминные препараты, — отметила Гульнара Меметова.
Симптомы аллергии могут появиться внезапно даже у тех, у кого до этого ее проявлений не было, поскольку некоторые раздражители имеют накопительный эффект.
— Лучше выбирать растения с более нейтральным запахом. Это, например, розы, пионы, георгины и тюльпаны. К сожалению, аллергия на них тоже встречается, но гораздо реже. В целом любые цветы не стоит ставить возле кровати, возле дивана или на рабочем столе — там, где человек проводит много времени и постоянно бы контактировал с потенциальным аллергеном, — рекомендовала врач.
При малейшем подозрении на развитие аллергической реакции стоит держаться от ее источника подальше, проконсультироваться с аллергологом и принять назначенные врачом антигистаминные препараты. Если реакция развивается слишком стремительно, человек отекает, ему трудно дышать, нужно незамедлительно вызвать скорую помощь.
Какие еще подарки выбирают женщинам
В преддверии 8 Марта растет интерес и к необычным, съедобным букетам. Так, продажи клубники в шоколаде уже выросли в 2,5 раза год к году, подсчитали в «Авито». Также активно покупают съедобные букеты из зефира, орехов и шоколадных конфет, сыра, морепродуктов и колбасных изделий. Их стоимость стартует от 450 рублей.
В этом году россияне будут чаще выбирать сладкие альтернативы: на это влияют как повышение цен на цветы, так и расширение выбора, полагает Вера Моденова. Она отметила рост популярности бенто-тортов и наборов сладостей перед праздником.
В качестве подарка востребованы и другие товары ручной работы. Например, ремни, брелоки, обвесы для сумок. Кроме того, покупают шкатулки и свечи.
На онлайн-площадках перед 8 Марта вырос спрос на товары для хобби, женские сумки, бижутерию, наборы косметики и парфюмерии. Так, на Wildberries в начале марта зафиксировали рост продаж духов, гелей для душа и бомбочек для ванн. Однако большинство подарков пользователи приобретают за два-три дня до праздника, отметили там.
Мужчины идут за подарками и в офлайн-магазины. Так, в торговых центрах «Мега» в преддверии Международного женского дня оценивают рост товарооборота в своих торговых центрах на 20%. Высокий спрос ожидают не только в сегменте косметики и парфюмерии, но и в детских товарах, обуви и сумках, аксессуарах и ювелирных украшениях, смартфонах. Кроме того, в этом году ожидается рост покупок к празднику аэрогрилей.
На «Яндекс Маркете» зафиксировали рост продажи техники для красоты (массажеры, фены), а также одежды, посуды и кухонных принадлежностей.