
Подстегнули фанфляцию: россияне рекордно увеличили траты на досуг

Расходы россиян на музеи, концерты, кино и спортивные мероприятия в прошлом году увеличились на 60%, до 6,5 тыс. рублей в месяц, подсчитала FinExpertiza. Это рекордный скачок как минимум за шесть лет. Выросшие в прошлом году зарплаты люди решили потратить в том числе и на развлечения. Из-за инфляции и высоких ставок сложно взять ипотеку, купить машину, поехать за границу, поэтому граждане предпочитают устраивать досуг и тратиться на сиюминутные радости. Особенно это свойственно зумерам, которые всё чаще выбирают «жить сейчас». Как это влияет на экономику и разгоняет так называемую фанфляцию — в материале «Известий».
Почему россияне стали больше тратить на развлечения
В прошлом году россияне стали в полтора раза больше тратить денег на отдых. Такой прирост — максимальный как минимум с 2019 года, когда начали вести соответствующую статистику, подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza по данным Росстата (исследование есть у «Известий). В эти расходы вошли посещение спортивных мероприятий, кино, театров, концертов, музеев, а также занятия в кружках и секциях, экскурсии и туры.
В среднем за три квартала 2024-го траты семей на досуг составили 6,5 тыс. рублей в месяц, за аналогичный период в 2023-м — 4 тыс. Увеличилась и доля таких расходов в структуре потребления россиян — с 6 до 9%, говорится в исследовании FinExpertiza.
Траты на развлечения растут гораздо быстрее инфляции — в прошлом году, по официальным данным, она была в среднем 9,5%. В сегменте досуга она была более высокой — порядка 25% по отдельным мероприятиям, оценил экономист Андрей Бархота. Но резко возросшие расходы на развлечения всё равно не объясняются только увеличением цен.
Дело в том, что в условиях экономической нестабильности россияне стали уделять больше внимания развлечениям, при этом отказываясь от крупных покупок, отметил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. Этому также поспособствовал рост цен и ставок по кредитам на недвижимость и автомобили, добавил доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин. Горизонт планирования населения сузился, что увеличило актуальность трат на сиюминутные радости, считает Андрей Бархота.
— Желание «жить сейчас» всё больше доминирует над традиционными финансовыми принципами и сберегательной моделью, особенно у молодежи, — отметил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.
Сейчас именно миллениалы и зумеры (поколения, родившиеся в 1980-е и в нулевые) — основной источник роста расходов на развлечения, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Молодежь предпочитает тратить деньги на впечатления, а не на потребительские товары. Тогда как люди в возрасте 40 лет и старше больше сосредоточены на покупке жилья, обеспечении детей и поддержке здоровья, добавил Ярослав Кабаков из «Финама».
Роль также сыграл рекордный рост реальных зарплат в прошлом году — на 8,7%, подчеркнула ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Причем жалование из-за дефицита кадров опережающими темпами росло именно у «синих воротничков» — тех, кто раньше получал ниже среднего и как раз не мог себе позволить тратить деньги на развлечения.
Теперь же россияне смогли покупать в приоритете не только товары первой необходимости, но и оплачивать духовные удовольствия, объяснила эксперт. Кроме того, по ее словам, граждане могли дополнительно заработать на процентах по банковским вкладам — и направить эти деньги на развлечения.
Также на динамику, скорее всего, повлияли меры государства по поддержке культуры и спорта, включая, например, «Пушкинскую карту» и налоговый вычет за покупку абонемента в фитнес-клуб, отметила Наталья Мильчакова.
В каких регионах больше и меньше всего тратят на отдых
Примечателен и региональный разрыв в расходах на досуг. Больше всего на развлечения тратились жители Чукотки — они в среднем в месяц закладывали 29 тыс., чтобы отдохнуть. Примерно столько же на свое удовольствие выделяли москвичи, а на третье место вышел Хабаровский край (19 тыс.), подсчитала FinExpertiza.
В свою очередь, меньше всего на досуг тратились в южных республиках — Ингушетии, Чечне и Дагестане. Там на развлечения выделяли меньше 700 рублей в месяц.
Разрыв в расходах между жителями европейской России, Крайнего Севера и кавказских республик связан с высокими зарплатами в «северных» регионах и более низкими — в южных, объяснила Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global. Например, в Дагестане средняя зарплата в 2024-м составила 42 тыс. рублей — в 1,5 раза ниже, чем в целом по РФ.
Высокая стоимость услуг в столице и на севере также увеличивает этот разрыв, добавил Ярослав Кабаков из «Финама».
— Кроме того, в южных регионах культурные особенности предопределяют характер досуга, где семейные и религиозные мероприятия нередко преобладают над коммерческими, — добавил он.
В целом же увеличение расходов на развлечения стимулирует экономический рост в стране, способствует повышению занятости и туристической привлекательности отдельных регионов, уверен Андрей Бархота. Кроме того, такие траты поддерживают отечественный бизнес, который создает добавленную стоимость непосредственно в России, и помогают бюджетам субъектов, добавил Сергей Зайнуллин из РУДН.
Однако вместе с этим увеличивающиеся затраты на досуг разгоняют рост цен, особенно в секторе развлечений и услуг — это называется фанфляцией, отметил Алексей Тараповский из Anderida Financial Group. Хотя ЦБ уже второй год высокими ставками усиленно старается привить людям сберегательную модель, на зумеров такие меры действуют слабо. В итоге Банк России слабо может влиять на спрос со стороны нового поколения, а также тех самых «синих воротничков», которые не привыкли откладывать крупную часть средств, даже если после повышения зарплаты могут себе это позволить.
По оценке Андрея Бархоты, тенденция продолжится и расходы населения на отдых в этом году могут подняться еще на 30% на фоне устойчивого спроса и общей инфляции.