Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Эксперты спрогнозировали рост производства индейки в 1,5 раза к 2030 году
Наука и техника
В России приступили к разработке космических двигателей-электроспреев
Спорт
Спортивный агент Овечкина рассказал о мечте хоккеиста взять олимпийское золото
Общество
Экс-сотрудника спецслужб Молдавии выдворили из РФ за попытку сбора разведданных
Мир
Послу Японии выражен протест из-за желания Токио использовать замороженные активы РФ
Мир
Си Цзиньпин заявил о влиянии тарифных войн на мировой экономический порядок
Общество
Суд продлил домашний арест блогеру Митрошиной
Мир
В Совфеде сравнили ситуацию в Румынии с политическим землетрясением
Мир
Лавров отметил развитие торгово-экономических связей с Узбекистаном
Армия
Росгвардейцы за ночь уничтожили 17 ударных украинских дронов в ДНР
Общество
Временные ограничения на работу аэропортов Нижнекамска, Казани и Ульяновска сняли
Происшествия
Мирный житель пострадал при атаке ВСУ на частный дом в Белгородской области
Мир
СМИ заявили о понижении статуса саммита в Лондоне после отказа участия глав МИД
Спорт
Капризов стал первой звездой матча плей-офф НХЛ «Вегас» — «Миннесота»
Общество
На Apple в РФ составили протокол за пропаганду нетрадиционных отношений
Наука и техника
Лауреаты премии «Вызов» организовали тур по России для популяризации науки
Спорт
Бобровский совершил 20 сейвов и помог «Флориде» одержать победу над «Тампой»
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

К 2030 году объем грузоперевозок по коридору «Север – Юг» может составить от $25 млн до $32 млн. Об этом заявил заместитель председателя правительства России Алексей Оверчук на III Каспийском экономическом форуме, который прошел в Тегеране 18 февраля. Одной из приоритетных тем повестки дня стала транспортно-логистическая сфера. Кроме того, Москва ожидает завершения внутригосударственных процедур в Иране, для того чтобы соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и исламской республикой вступило в силу. О том, какие еще вопросы поднимались на форуме, — в материале «Известий».

МТК «Север – Юг» в центре внимания

18 февраля в Тегеране состоялся III Каспийский экономический форум, который вновь собрал представителей России, Азербайджана, Казахстана, Ирана и Туркменистана. Важность этой площадки сложно переоценить: страны региона выстраивают экономические связи, развивают транспортные маршруты и ищут новые точки роста сотрудничества.

Российскую делегацию на форуме представлял заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук. В Тегеран отправились министр транспорта Роман Старовойт, представители МИДа, Минэкономразвития, Минтранса, Минэнерго, Минприроды, Минпромторга, Минсельхоза, ФТС и РЖД, а также деловых кругов, что подчеркивает широкий круг вопросов, вынесенных на обсуждение.

Форум

Переговоры в расширенном составе в рамках III Каспийского экономического форума

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Предыдущий форум, прошедший в Москве в октябре 2022 года, показал, насколько динамично развивается сотрудничество прикаспийских стран. Тогда основное внимание было уделено проектам по созданию новых транспортных коридоров и развитию международной торговли. Обсуждалось формирование инфраструктуры в Астрахани и Махачкале, что должно усилить логистические возможности России в регионе. Спустя два года Астраханская область на треть нарастила грузооборот со странами Каспия по итогам 2024 года — он превысил 6 млн т.

И в этот раз одной из ключевых тем стала логистика: страны Каспийского бассейна активно развивают маршрут «Север – Юг», который связывает Россию с Ираном через Азербайджан. Москва намерена нарастить транзитные мощности, а также выступает за развитие взаимных инвестиций и технологического сотрудничества. Эти направления получили продолжение и на форуме в Тегеране.

По оценкам Евразийского банка развития, к 2030 году грузоперевозки по коридору «Север – Юг» могут составить от $25 млн до $32 млн. «Север – Юг» становится живым примером комплексной совместной работы. Принимаются меры, направленные на формирование конкурентных тарифов, развитие технологического взаимодействия, устранение барьеров и расширение узких мест, — заявил российский вице-премьер на форуме.

Север-Юг

Посетители на вантовом мосту через Корабельный фарватер перед началом церемонии открытия центрального участка автомагистрали Западного скоростного диаметра международного транспортного коридора «Север – Юг»

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Россия в последние годы расширяет объем торговли с прикаспийскими странами. Товарооборот в 2021 году увеличился на 35% и достиг $34 млрд. А в 2023-м фиксировалось наращивание товарооборота России с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном — с 6 до 17,5%.

Направления сотрудничества прикаспийских стран

Важной стратегической задачей для «каспийской пятерки» считаются углубление деловой кооперации и формирование новых производственных цепочек. Каждая из стран стремится преодолеть зависимость от импортной продукции, и для этого реализуются специальные программы.

Другой момент — переход на расчеты в национальных валютах, а также развитие независимой инфраструктуры финансового рынка. С партнерами из дружественных стран Россия налаживает взаимодействие платежных систем, расширяя географию использования карт «Мир».

Премьер-министр Азербайджана Али Асадов подчеркнул, что сейчас прикаспийские страны создают солидную договорно-правовую базу по отраслевому сотрудничеству. С момента проведения второго форума были достигнуты важные договоренности в транспортной сфере, которые создают благоприятную почву для превращения региона в крупный международный транспортный узел, добавил премьер.

Карта
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Важным аспектом сотрудничества прикаспийских стран премьер-министр Республики Казахстан Олжас Бектенов назвал торгово-экономическое взаимодействие, прежде всего создание благоприятных условий для расширения инвестиций, развитие цифровой инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса. Для практической реализации действующих соглашений казахстанский премьер предложил разработать дорожную карту.

Форум в Тегеране стал третьим мероприятием Каспийского экономического форума в таком формате — первый КЭФ прошел в 2019 году в Туркменистане. Инициативу о создании постоянно действующей платформы для многостороннего диалога в 2018 году выдвинул бывший президент этой среднеазиатской республики Гурбангулы Бердымухамедов.

Разделение недр Каспия

Нерешенной у прикаспийских стран остается значительная проблема — разграничение дна Каспия. Прикаспийские государства придерживались разных позиций по этому вопросу. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан выступали за метод «модифицированной срединной линии», тогда как Иран настаивал на сохранении Каспия в общем пользовании или его разделе на равные части. Россия, в свою очередь, поддерживала разграничение недр, но была против дележа акватории. В результате странам не удалось достичь единой позиции, вопрос остался открытым.

Порт
Фото: ТАСС/Эрик Романенко

— Иран бы хотел, чтобы как водная поверхность, так и ресурсы под водой делились на равные части между странами, которые выходят к этому морю, по 20% каждого. Однако остальные прикаспийские страны придерживаются так называемого медианного метода разделения каспийского дна и акватории, — рассказал «Известиям» востоковед, автор книги «Всем Иран» Никита Смагин.

По его словам, линии разделения акватории каждого государства находятся на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережье этих государств. Этот подход приводит к тому, что Иран получает только 14% от Каспийского моря в связи с его специфичным рисунком побережья, отмечает Никита Смагин.

— Эти 14% еще не самые богатые с точки зрения природных ресурсов. Так что Иран это очевидным образом не устраивает, он выступает за то, чтобы его обеспокоенность и пожелания на этом направлении были учтены, — говорит специалист.

Это считается главной причиной, почему до сих пор иранская сторона не ратифицировала соглашения по Каспийскому морю.

Тегеран
Фото: Global Look Press/Arne Immanuel Bänsch

Стоит отметить, что Конвенция о статусе Каспия зафиксировала, что разграничение дна будет осуществляться на основе двусторонних и многосторонних соглашений между прибрежными государствами. Это фактически исключило возможность равного раздела, на котором настаивал Тегеран.

Российско-иранские отношения

Алексей Оверчук в своем выступлении много внимания уделил отношениям с исламской республикой. По его словам, Россия ожидает завершения внутригосударственных процедур в Иране, для того чтобы соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном вступило в силу. Это придаст новый импульс торговле и экономическому развитию государств, добавил вице-премьер.

— На сегодняшний момент у России и Ирана уже существуют проекты в энергетике, которые активно реализуются. Прежде всего в Иране работает российская нефтяная компания «ЗН-Восток», которая занимается нефтедобычей, — отметил Никита Смагин.

По мнению эксперта, страны обладают серьезными перспективами по развитию взаимодействия в газовой сфере, но в этой области речь скорее идет о некой перспективе на будущее, чем о каких-то уже существующих проектах.

Трубы
Фото: РИА Новости/Алексей Витвицкий

Иранский министр промышленности, рудников и торговли Мохаммад Атабак сообщил, что Россия и Иран имеют большие возможности для сотрудничества, в том числе в области нефти и газа. Основными направлениями взаимодействия двух стран министр назвал торговлю, экономику и энергетику.

Визит российской делегации в Иран проходит на фоне активных разговоров о возможном ядерном соглашении Тегерана с администрацией президента США Дональда Трампа, отметил в разговоре с «Известиями» иранский специалист по международным отношениям Хади Исса Далул. По его мнению, после смены власти в Сирии иранское руководство стало открытым для диалога со всеми сторонами, если это будет соответствовать интересам страны.

У Алексея Оверчука на 18 февраля также были запланированы переговоры с президентом Ирана Масудом Пезешкианом, который в январе посетил Москву. Тогда по итогам встречи с Владимиром Путиным Россия и Иран подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Оверчук заявил, что обсудил с президентом Ирана сотрудничество в энергетике, самолетостроении. Коснулись стороны и вопроса выхода автопроизводителей из РФ на иранский рынок.

Читайте также
Прямой эфир