Форма без воды: отчетность для НКО, волонтеров и казаков унифицируют


В России могут унифицировать форму отчетности для некоммерческих организаций — при помощи «единого окна» и только в электронном виде. Такой законопроект Минюста одобрил кабмин. Сейчас вариантов подачи отчетов множество — в зависимости от организации, куда они направляются. Предлагаемая норма сделает деятельность НКО прозрачнее и разгрузит их от административной работы, заверили «Известия» и разработчики, и эксперты. Кроме того, запланированное появление полной и верифицированной информации об организации на сайте Минюста позволит самим благотворителям получить проверенные данные и избежать попадания на мошеннические сайты-клоны. Подробнее — в материале «Известий».
Как изменится отчетность для НКО
Единую форму отчетности для некоммерческих организаций и волонтеров установят в России. Такие поправки разработал Минюст. В понедельник, 17 февраля, изменения одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности (документ есть в распоряжении «Известий»), сообщили источники редакции в кабмине.
Как пояснили в Минэкономразвития, изменения разработали в ответ на запрос некоммерческого сектора.
«Мы работали вместе с Минюстом над исключением необходимости предоставления организациями дублирующих данных в различных формах отчетности, — сообщили в пресс-службе ведомства. — Мы проанализировали формы отчетности и выявили дублирование сведений по 13 показателям, в том числе поступления и расходы денежных средств, численность сотрудников, сведения о деятельности организации и другие».
В результате три ведомства (помимо Минюста и Минэкономразвития поправки разрабатывал Росстат) договорились о создании единой формы отчетности, которую организации заполняли бы один раз, — и из нее же госорганы получали бы интересующие их данные.
Законопроект был разработан по поручению президента России об обеспечении прозрачности и открытости деятельности некоммерческих организаций, напомнил «Известиям» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Новация распространится на деятельность благотворительных, добровольческих и волонтерских, а также социально ориентированных НКО.
— Одним из способов обеспечения информационной открытости деятельности НКО служат отчеты, которые они обязаны представлять в госорганы, в частности Минюст или Росстат, — сказал он. — Разнообразие форм отчетности создает излишнюю административную нагрузку для них и влечет значительные организационные издержки.
Сейчас НКО представляют отчеты в Минюст России сразу по нескольким формам, утвержденным приказами ведомства. Та же ситуация с подачей документов в Росстат. Кроме того, организации обязаны подавать документы в налоговую службу и социальный фонд.
Единая форма будет включать сведения по стандарту, утвержденному Минюстом и Росстатом. НКО будут заполнять разделы в зависимости от своей организационно-правовой формы, сферы деятельности и прочих особенностей.
— Состав сведений содержит в том числе информацию о действительном местонахождении организаций, — отметил Владимир Груздев. — Представлять единую форму НКО будут в Минюст в электронном виде. Это исключит необходимость представления отдельного отчета в Росстат и снизит административную нагрузку на организации. А необходимые Росстату сведения будут предоставлены уже в рамках межведомственного взаимодействия.
Такой порядок, по словам Владимира Груздева, снимет с НКО и обязанность размещать отчетность в интернете или СМИ, что позволит сократить их расходы.
Более того, на сайте Минюста у каждой организации будет свой кабинет, куда НКО и будут заносить информацию о себе, а далее ее часть будет отображаться и на сайте ведомства, добавила председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова.
— И это будет удобно не только самим НКО, но и контролирующим органам, а также людям, которые хотят что-либо узнать про ту или иную организацию. Такая потребность нередко возникает, когда граждане хотят стать жертвователями. И в таких случаях наличие всех необходимых данных на сайте Минюста крайне полезно, — сказала она.
Она подтвердила, что об упрощении отчетности просили НКО.
— Большая их часть — это небольшие организации с ограниченными ресурсами, и отчетность занимает у них очень много времени. И был вопрос: «Зачем же сдавать подобные данные в несколько организаций?» Это административное бремя, — сказала она.
Помощь казачьим обществам
Кроме того, поправки предусматривают аналогичный порядок и способ представления отчетов для казачьих обществ, внесенных в госреестр. С 2021 года такие организации обязаны представлять в налоговую годовую бухгалтерскую отчетность. Но только в виде электронных документов, сопровожденных электронной подписью.
«Подача отчетности в устанавливаемом законопроектом порядке позволит минимизировать риски несвоевременного представления отчетов казачьих обществ в населенных пунктах с нестабильным интернетом», — следует из пояснительной записки.
Действующий период подачи отчетности некоммерческими организациями составляет 3,5 месяца — с 1 января до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этой части изменения не вносятся.
Законопроект согласован с Минцифры, Росстатом, Федеральным агентством по делам национальностей, а также с Минэкономразвития.
«Решение указанной задачи не только значительно упростит взаимодействие сектора с органами власти, создаст достоверную аналитическую базу оценки развития некоммерческого сектора и эффективности мер государственной поддержки, но и будет служить механизмом обеспечения прозрачности сектора и, как следствие, повышения доверия к нему», — сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.
В сфере НКО сейчас действительно фиксируется недостаток прозрачности и открытости, отметила директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.
— Большинство таких организаций создаются инициативно, «снизу», их ресурсная обеспеченность зависит от взаимодействия с внешней средой, в которой находятся их реальные и потенциальные доноры, жертвователи, — сказала эксперт. — От их доверия к НКО зависит объем денежных пожертвований и другая имущественная и неимущественная поддержка.
Уровень доверия к НКО в России, по ее словам, сейчас относительно высок: 56% граждан доверяют некоммерческим организациям и гражданским инициативам. Об этом говорят результаты всероссийских опросов населения, которые Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора проводит в режиме постоянного мониторинга. Впрочем, по ее словам, НКО могут иметь и «уходящий в минус индекс доверия» в зависимости от вида — это относится к благотворительным фондам, правозащитным и религиозным организациям.
— Положительный индекс доверия имеют ветеранские объединения, общества защиты прав потребителей, благотворительные инициативы и организации, — сказала она.
Если придать деятельности НКО большую прозрачность и открытость, то конкретным организациям в стране будут больше доверять, полагает Ирина Мерсиянова. Это значит, что у них будет больше доноров, сторонников, потребителей их услуг, что в конечном итоге приведет к повышению устойчивости их функционирования.
Как отчитываются НКО
По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, только 27% добровольно публикуют свои годовые отчеты, столько же делают репортажи в интернете о проведенных мероприятиях или отчеты.
— Недостаток прозрачности налицо, как говорится, — сказала Ирина Мерсиянова. — Это не значит, что НКО что-то специально скрывают. Просто у них не всегда хватает рабочих рук и ресурсов на решение таких задач. Теперь же можно будет выслать ссылку на свой аккаунт на портале Минюста, и заинтересованные стороны увидят устав, отчеты, ссылки на настоящие сайты и соцсети, что решит проблему сайтов-клонов, которые мимикрируют под конкретные НКО и ведут сборы пожертвований.
Поправки сразу не помогут разгрузить НКО, считает эксперт, потому что первичное заполнение отчетности на портале Минюста — это достаточно трудоемкое занятие.
— Но потом будет полегче, когда материалы надо будет только добавлять, — отметила она. — Кроме того, неравномерное качество покрытия интернетом территории нашей страны плюс имеющаяся недоступность оборудования, нехватка компетенций — всё это создает риски отложенного эффекта.
Елена Тополева-Солдунова также отметила, что подача первого отчета после запуска единой системы, который запланирован на 2025 год, может вызвать сложности и потребовать времени. Но в 2026 году, предположила она, всё пройдет легче: можно будет менять лишь данные в уже заполненном в предыдущем году документе.