
В очереди за демократией: куда уходила помощь USAID в странах бывшего СССР

Эксперты продолжают изучение документов Агентства по международному развитию (USAID), недавно открытых для публичного доступа. Помимо инициатив вроде «дискуссий о биоразнообразии в Непале» (он стоил бюджету США 19 млн), основное внимание обращается на сотрудничество USAID с правительствами и НПО, а также на суммы, которые были потрачены на эти программы. После распада СССР агентство сделало акцент на прежде закрытые для себя территории и создало целую сеть политических проектов на постсоветском пространстве. Подробности — в материале «Известий».
Украина
USAID на Украине появилось на заре ее государственности. Известно, что написание украинской Конституции происходило при непосредственном участии детища USAID, Ассоциации городов Украины. С 1996 года агентство готовило и консультировало почти всю политическую элиту. Сертификаты агентства после прохождения соответствующего обучения (например, по программе Political Process and Party-Building) получили больше 5 тыс. чиновников, политиков и активистов.
Именно они впоследствии при непосредственной поддержке агентства стали исполнителями государственного переворота в 2004 году, известного как «оранжевая революция».
Параллельно шла работа со СМИ. Финансирование журналистов происходило как напрямую, так и через фонды-посредники, как, например, Фонд развития СМИ (MDF). Показательный пример — телеканал Hromadske и «Громадське радио», появившиеся непосредственно в дни евромайдана. А еще «Украинская правда», «Слідство.Інфо» и многие другие. По некоторым данным, до 90% СМИ в стране в том или ином виде сотрудничали с USAID или ассоциированными с ним структурами.
Украина используется в виде гигантской схемы отката денег, рассказала в интервью «Известиям» депутат Европейского парламента Рада Лайкова.
— Теперь, когда этот огромный черный ящик под названием USAID закрыт, становится ясно, насколько широко осуществлялось тайное финансирование: почти все украинские СМИ финансировались американской стороной, что обеспечивает доминирование определенного нарратива в общественном дискурсе. В то же время западные СМИ и Госдепартамент США в своих заявлениях ссылались на украинские СМИ, то есть, по сути, ссылались на самих себя. Но то, что мы увидели с USAID, скорее всего, только верхушка айсберга, это станет огромным скандалом, когда мы начнем заглядывать под все камни, — заявила евродепутат.
По данным самого USAID, с 24 февраля 2022 года оно выделило $2,6 млрд на гуманитарную помощь и еще $5 млрд — на «развитие». Что из этих денег действительно поступило Украине, а что в карманы «сочувствующим» — вопрос без ответа. К концу прошлого года агентство осуществляло 39 долгосрочных программ с бюджетом в $4,27 млрд.
Грузия
По той же схеме, что и на Украине, происходила работа USAID в Грузии. Формированием новой политической элиты занимались Initiative for Social Action and Renewal in Eurasia и International Society for Free Elections. В список реализуемых ими задач входило создание НПО, обучение политиков и общественных деятелей. В итоге лидеры всех 10 партий, участвовавших в парламентских выборах в 2004 году, после так называемой революции роз имели политическую подготовку от USAID или его фондов.
Но и до этих событий USAID активно работало с грузинским правительством. При его непосредственном участии был принят новый Административный кодекс и проведена судебная реформа.
В 2024 году USAID выделило $111,5 млн на «поддержку выборов, верховенства закона и гражданского общества». Но в силу известных внутриполитических процессов эту сумму пришлось осваивать ускоренными темпами. По заявлению депутата от правящей партии «Грузинская мечта» Гиви Миканадзе, около $42 млн было направлено на организацию и координацию беспорядков.
Белоруссия
До момента закрытия в 2021 году USAID регулярно сообщало о поддержке деятельности разного рода активистов в Белоруссии, да и те этот факт не особенно скрывали. С 2005 по 2016 год агентство потратило не меньше $25 млн и подготовило около 600 человек.
Кроме того, оно финансирует базирующиеся в сопредельных государствах «оппозиционные» СМИ, например польское Europejskie Radio dla Bialorusi. В сентябре 2024 года USAID открыло свой белорусский филиал в Вильнюсе. На церемонию приехала Светлана Тихановская, на протяжении последних дет активно сотрудничающая с агентством.
Армения
Миссия USAID существовала в Армении с 1992 года, но по-настоящему успеха удалось добиться только к 2013-му, когда кадры, подготовленные агентством и его структурами, начали проникать во власть. С приходом Никола Пашиняна ситуация стала развиваться еще динамичнее. Заработали программы вроде Democracy International (среднегодовой бюджет — около $4 млн), страну посетила глава USAID Саманта Пауэр. В 2024 году объем армянских проектов удвоился — до $250 млн. Кроме прямого финансирования СМИ (Civilnet, Heqt), USAID осуществляло и множество других проектов в сотрудничестве, например, с Internews Network.
Теперь будущее этих программ находится под вопросом.
Прибалтика
Впрочем, помимо американской, в странах бывшего СССР работала еще и британская сеть влияния, и она никуда не исчезла. Отдельное место в ее деятельности занимает проект EXPOSE Network. Это сетевая структура, объединявшая по меньшей мере 56 НПО и занимавшаяся дискредитацией любых неудобных для Лондона мнений. В ее создании участвовали Королевский институт международных отношений (более известный как Chatham House, признан нежелательной организацией в РФ), Британский совет (аналог USAID) и созданное правительством королевства агентство Zinc Network.
В орбиту этой организации входят Reuters, BBC, Bellingcat (признана нежелательной в РФ), Meduza (признано иностранными агентом и нежелательной организацией в РФ) и The Insider (признано иноагентом). За коммуникации с НПО в организации отвечает Жанна Сирбиладзе. По данным источника «Известий», она имеет солидный опыт в области управления проектами, в разное время работала в США, Японии, Норвегии и Грузии. К слову, в Латвии находится Центр передового опыта в области стратегической коммуникации НАТО, чьей основной задачей является проведение информационных операций против России.
Географическим центром развития этой инициативы стали прибалтийские государства. Таким образом, перенос центра тяжести антироссийской политики от США к Великобритании прослеживается и в этом аспекте. Следовательно, вполне вероятно, что проекты, ранее финансировавшиеся USAID, теперь будут пытаться искать средства у другого заказчика.
Закрытие USAID не означает уничтожение политики и инструментов вмешательства в дела других государств, констатирует эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов.
— Я не думаю, что новая администрация Белого дома откажется от столь мощного инструмента влияния полностью. С другой стороны, наиболее активные элементы этой системы, безусловно, будут искать источники финансирования в Европе. Там таких бюджетов, конечно, нет, и, следовательно, не все эти организации переживут нынешний кризисный этап своего существования. Но повторюсь, на мой взгляд, говорить о полном уничтожении не приходится. Это слишком полезный актив, и к нему еще прибегнут, — отмечает эксперт.
Подрядчики
USAID далеко не всегда выделяло деньги напрямую. Напротив, большинство программ реализовывались в сотрудничестве с НКО или даже правительствами государств. Поэтому реальные объемы потраченных средств многократно выше. Еще один аспект — проекты отдельных подрядчиков агентства, которые при ближайшем рассмотрении оказываются гигантскими «прачечными», где деньги из бюджета США превращались в чей-то доход, замаскированный под гуманитарную миссию. Часть поступающих средств действительно направлялись по назначению, но эффективность и полнота их использования (как в случае с постановкой шоу «Улица Сезам» на иракском телевидении стоимостью $20 млн) никогда не проверялись.
Крупнейшим подрядчиком USAID последних лет является компания Chemonics. С 2016 года она получила средства американских налогоплательщиков на сумму $11,6 млрд. Сфера ее деятельности чрезвычайно широка. В странах бывшего СССР, как, например, в Казахстане, Киргизии, она занималась созданием медиасреды и «консультированием» в области законодательства. На Украине и в Армении Chemonics содействовала приватизации. В первом случае, несмотря на противодействие местных олигархов, уже к 1997 году до 65% всех украинских земель перешло в частные руки. Двумя годами ранее компания получила трехлетний контракт на $5 млн, в рамках которого занималась созданием украинской сельскохозяйственной товарной биржи.
17 февраля 2022 года Chemonics заключила еще один контракт с правительством Украины на 200 млн. По его условиям, в случае если российские войска оказывались на территории Незалежной, компания обязалась содействовать «поддержанию стабильности Украины» и противодействовать «российской дезинформации». Разумеется, речь идет о работе со СМИ и лидерами мнений.