Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
«Зенит» стал победителем регулярного чемпионата Единой лиги ВТБ
Мир
Макрон заявил о готовности Франции признать государство Палестина
Мир
Премьер Словакии рассказал о переговорах по транзиту газа через Украину
Общество
Стоимость ночи в гостиницах на лето подорожала на 13%
Спорт
В МОК сообщили о переговорах с федерациями по допуску россиян к Олимпиаде-2026
Общество
Действующие ипотечные программы в России планируют сохранить
Мир
Bild сообщила о заключении ХДС/ХСС и СДПГ коалиционного соглашения
Общество
В администрации президента настаивают на доработке закона о локализации машин такси
Мир
Трамп выразил готовность к встрече с Си Цзиньпином и назвал его своим другом
Общество
В России на 24% уменьшилось количество новых стройпроектов
Происшествия
Два подростка погибли в результате детонации украинского боеприпаса в ДНР
Общество
Суд на два месяца арестовал ректора ПсковГУ по делу о мошенничестве
Мир
В блоке «Победа» рассказали о подготовке обращения в ЕСПЧ по поводу преследования Гуцул
Наука и техника
Школьники из Тюмени сделали перчатку для определения предвестников приступов эпилепсии
Мир
В ВТО заявили о риске сокращения мирового ВВП почти на 7% из-за пошлин США и Китая
Мир
Трамп заявил о готовности США применить силу в отношении Ирана при необходимости
Мир
Посол Таиланда рассказал об интересе страны к российскому СПГ и углю

Удар по БРИКС

Политолог Иван Лошкарев — о том, что США не устраивает в объединении и кого Вашингтон выбрал в качестве «мишени»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Еще во время избирательной кампании Дональд Трамп высказал соображение, что поиски альтернативной валюты для взаимных расчетов в рамках БРИКС неприемлемы. Уже после избрания 47-й президент США угрожал изолировать страны объединения от «замечательной американской экономики» в случае замещения доллара в международных расчетах. Поскольку доля взаимных расчетов в долларах в прошлом году уже составляла порядка 29%, угрозы Трампа, казалось бы, носят несколько запоздалый характер.

Однако в политике нынешней президентской администрации важны не публичные претензии, а страны и организации, к которым их выдвигают. За яркими тирадами в отношении тех или иных государств и международных институтов стоят реальные интересы и большая стратегия.

В чем БРИКС не устраивает Трампа? Фундаментальных проблем с точки зрения нынешней президентской администрации две. Во-первых, существование альтернативных расчетов в объединении наглядно показывает, что использование доллара перестало носить добровольный характер, а американская валюта из удобного обменного эквивалента превращается в политически обременительный. Иными словами, альтернативные расчеты по линии БРИКС демонстрируют кризис лидерства США на валютном рынке. Трампу, как и многим в Вашингтоне, не нравится постоянное напоминание о негативных тенденциях в международном положении «маяка свободы».

Во-вторых, БРИКС расширяется и привлекает в свои ряды страны, которые долгие годы были лояльными союзниками и партнерами США. Это в том числе Египет, ОАЭ, Эфиопия — далеко не последние государства в своих регионах. После появления в прошлом году статуса страны — -партнера БРИКС можно говорить о формировании сетевой коалиции государств в разных регионах мира и с разной степенью участия в БРИКС, но со сходным желанием добровольно и выгодно взаимодействовать.

Формирующееся сетевое сотрудничество на «разных скоростях» резко отличается от иерархических по своему духу соглашений, где США определяют за союзников не только политические ориентиры, но и размер взносов за участие. Более того, с подобными сетевыми структурами сложнее бороться, поскольку нет явного центра принятия решений, нет одинакового набора связей между участниками, нет каких-либо идеологических ориентиров (только прагматичные). Соответственно, в среднесрочной перспективе у администрации Трампа не сложилось понимания, что реально можно противопоставить БРИКС — в сфере идеологии, в конкретных отраслях сотрудничества, в плане того, кого можно выбрать в качестве ключевого оппонента (Китай, Иран, Россию или другое государство).

В этой связи нынешнее американское руководство прибегло к классической стратегии «разворошить осиное гнездо». Для удара была выбрана мишень, способная внести тревожность в ряды участников БРИКС, но не сплотить их перед лицом общей угрозы. 7 февраля президент Трамп подписал указ о приостановке помощи ЮАР под предлогом того, что власти в Претории дискриминируют белое население. Действительно, ранее в январе в ЮАР был принят закон о том, что в отдельных случаях изъятие частных земель для общественных нужд может происходить без компенсации. 5 февраля президент Сирил Рамафоса созвонился с близким к Трампу миллиардером Илоном Маском и, очевидно, дал необходимые пояснения по этому закону, что в дальнейшем не остановило власти США.

Официальная версия об угнетении белых фермеров в ЮАР и о неожиданно пробудившейся заботе Вашингтона о них не должна отвлекать от того факта, что Южно-Африканская Республика — это один из основных инициаторов расширения БРИКС. В свое время южноафриканские руководители были идеологами создания Африканского союза, посредниками в урегулировании множества конфликтов на этом континенте. В экономическом и военном плане ЮАР постепенно уступает свои позиции Египту, Нигерии и другим африканским государствам, но в идейном плане это интеллектуальный центр Африки, лаборатория новых концепций сотрудничества и панафриканизма.

То немногое, что обычно объединяет межгосударственные сетевые структуры, — это общие представления о будущем, убежденность, что участие в сети выгодно, а также возможность для каждого участника получить в сети свою отраслевую нишу («главный по культуре», «главный по миротворчеству» и так далее). Роль Претории и южноафриканской дипломатии по этому направлению сложно переоценить. Решениями об эскалации напряженности в отношениях с ЮАР администрация Трампа пытается послать сигнал всем участникам БРИКС, что общее будущее без Америки невозможно, выгоду хотя бы частично придется считать в долларе и что самые большие энтузиасты формата БРИКС могут получить и самые большие проблемы.

Автор — доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России, кандидат политических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир