«Руководствуемся искренним стремлением помочь сирийскому народу»


Позиция России по отношению к Сирии остается неизменной, несмотря на политическую конъюнктуру, и основывается на отношениях дружбы и партнерства. Об этом в интервью «Известиям» заявил замглавы МИД РФ, спецпредставитель президента по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов. Дипломат также сообщил о продолжении контактов с Дамаском. Он отметил, что государства региона, невзирая на давление со стороны Запада, поддерживают активную миротворческую роль России на Ближнем Востоке. Замминистра сообщил, что в марте 2025 года в Дохе состоится пятое заседание совместной российско-катарской комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Кроме того, Москва готова содействовать укреплению собственного антикризисного потенциала африканских государств.
«Сирия всегда являлась важным партнером России в арабском мире и на международной арене»
— Каким образом смена власти в Сирии повлияла на расклад сил в регионе? Изменились ли приоритеты России на Ближнем Востоке в этой связи?
— Сирия всегда была важным партнером России в арабском мире и на международной арене. Отношения между нашими странами исторически носят дружественный характер, опираются на принципы взаимного уважения и учета интересов друг друга. Верю в то, что они будут и впредь развиваться на равноправной и взаимовыгодной основе.
Сегодня Сирия переживает непростые времена. Надеемся, что ее народ успешно преодолеет многочисленные трудности, ставшие результатом затяжного кризиса в стране. Со своей стороны готовы и далее оказывать сирийцам необходимую помощь.
События, приведшие к смене руководства в Сирии в декабре 2024 года, не меняют наших принципиальных подходов. Неизменно выступали и продолжаем выступать в поддержку суверенитета, единства и территориальной целостности САР. Исходим из того, что определять будущее страны должны сами сирийцы через широкий общенациональный диалог с учетом законных интересов всех политических сил и этноконфессиональных групп.
Россия вносит существенный вклад в поиск путей комплексной нормализации обстановки в горячих точках на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки, включая палестино-израильский конфликт, Сирию, Йемен, Судан и Ливию. В основе нашего подхода лежат принципы урегулирования имеющихся противоречий политико-дипломатическими средствами, через широкий национальный диалог, без внешнего диктата и при соблюдении соответствующих решений ГА и СБ ООН. Это высоко ценится нашими партнерами в регионе. Это наша последовательная позиция. Так что приоритеты России в этом обширном регионе остаются неизменны.
— Известно, что СССР, а затем и Российская Федерация готовили кадры для Сирии, строили важные хозяйственные объекты. Многие представители сирийской военно-политической элиты проходили подготовку в наших учебных заведениях. Помогает ли это нашей стране при выстраивании отношений с новыми властями Сирии? Есть ли среди новых руководителей страны те, кто так или иначе близок к России?
— Действительно, на протяжении многих лет мы оказывали сирийцам разноплановую поддержку, в том числе — в последние годы — через поставки гуманитарной помощи и восстановление разрушенных в ходе конфликта объектов социальной инфраструктуры. Хорошо известно о той значимой исторической роли, которую сыграл Советский Союз в создании основ современной сирийской экономики, укреплении ее обороноспособности, подготовке национальных кадров — как военных, так и гражданских.
Наша позиция в пользу развития сотрудничества с Сирией является последовательной, не зависит от политической конъюнктуры и смены правительств, опирается на проверенные временем отношения дружбы и партнерства. Руководствуемся искренним стремлением помочь сирийскому народу, переживающему тяжелые последствия многолетнего внутреннего конфликта.
Довели нашу позицию до нового сирийского руководства в ходе нашей встречи с действующим главой САР Ахмедом аш-Шараа 28 января в Дамаске. Предметно обсудили с ним вопросы развития российско-сирийских отношений в различных областях. Условились продолжить контакты в интересах конкретизации тех возможностей, которые объективно имеются в сфере двустороннего сотрудничества.
«Работа «квартета» без малого три года назад была фактически заблокирована Соединенными Штатами»
— С октября 2023 года палестино-израильский конфликт столкнулся с беспрецедентным обострением ситуации. Однако «квартет» по урегулированию арабо-израильского конфликта никак не проявил себя в этот сложнейший период. Означает ли это, что формат «квартета» исчерпал себя?
— Ближневосточный «квартет» международных посредников, в который входят Россия, США, ЕС и ООН, не может себя исчерпать по определению, поскольку данный формат был утвержден резолюциями Совета Безопасности ООН. Наша страна всегда исходила из важности «четверки» как уникального механизма сопровождения арабо-израильского мирного процесса.
Другое дело, что работа «квартета» без малого три года назад была фактически заблокирована Соединенными Штатами, которые и раньше стремились полностью замкнуть на себя роль единоличного посредника в ближневосточных делах. При этом американцы, по сути «приватизировавшие» эту деятельность, сами серьезно урегулированием не занимались, поскольку продвигали и отстаивали интересы только одной из сторон конфликта.
С нашей точки зрения, разворачивающиеся с 7 октября 2023 года драматические события в регионе стали прямым следствием подрыва Вашингтоном многосторонней дипломатии в сфере ближневосточного урегулирования. Был попран принцип непрерывной международной работы по преодолению конфликтов в стратегически важном регионе Ближнего Востока, что крайне негативно отразилось на всей системе международных отношений. Ведь происходящие там процессы оказывают влияние на стабильность и безопасность в других районах мира, в том числе в Европе.
Несмотря на отказ американцев и многих европейцев от диалога, Российская Федерация в национальном качестве продолжает энергичные усилия в интересах нормализации обстановки на Ближнем Востоке. Находимся в постоянном диалоге со сторонами конфликта и всеми странами региона, с которыми нас связывают исторические отношения, зиждущиеся на принципах доверия, взаимоуважения и равноправия. Президент Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров неоднократно подтверждали последовательность российской позиции в пользу справедливого урегулирования палестинской проблемы в соответствии с решениями ООН, в центре которых стоит формула «двух государств» — Палестины в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме и Израиля, сосуществующих в мире и безопасности.
Российская Федерация была первой страной, которая после террористической акции 7 октября 2023 года инициировала резолюцию СБ ООН по гуманитарному прекращению огня в секторе Газа. Наш проект был заблокирован западными странами. Затем история неоднократно повторялась и в Совете Безопасности ООН, и на других международных площадках. Например, на «Саммите мира» в Каире, созванном президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси 21 октября 2023 года. Тогда итоговое заявление в пользу остановки боевых действий и неприемлемости перемещения палестинцев из Газы также не удалось принять из-за позиции делегаций стран Запада.
В последние дни активно обсуждаются идеи президента США Дональда Трампа о переселении жителей Газы и переход сектора в американскую собственность. Хотел бы обратить внимание на комментарий пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова на этот счет — Россия привержена «двугосударственному» принципу. Страны Ближнего Востока также однозначно высказали свою позицию по этому поводу.
На протяжении 15 месяцев арабо-израильской эскалации мы работали над переводом ситуации в политико-дипломатическое русло и вызволением заложников из Газы. Надеемся, что установившееся в середине января этого года прекращение огня будет прочным и проложит путь к всеобъемлющему переговорному процессу с фокусом на мирное палестино-израильское урегулирование. Только так может быть достигнута долгосрочная стабильность на Ближнем Востоке.
Государства региона, вопреки оказываемому на них давлению Запада, приветствуют нашу активную миротворческую роль на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки. Неизменно приглашают нас на мероприятия, посвященные палестинской проблематике. В частности, мы участвуем в работе «Глобального альянса в поддержку двугосударственного решения палестинской проблемы». Первую встречу этого формата в конце ноября 2024 года приняла у себя Саудовская Аравия как один из учредителей альянса. Признательны саудовским друзьям за приглашение России присоединиться к этому механизму. Участвовали мы и в очередном раунде альянса в середине января этого года в Осло.
«Готовы способствовать формированию собственных антикризисных сил государств Африки»
— Для монархий Персидского залива США и другие западные страны остаются основными военно-политическими союзниками. Вместе с тем мы видим, что страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) углубляют сотрудничество с Россией. С чем связан настрой арабских государств на наращивание связей с РФ? Прорабатывают ли Россия и Катар какое-либо соглашение, которое предполагает стратегическое партнерство и сотрудничество двух стран?
— Да, действительно, для арабских монархий Персидского залива США и западные страны — одни из ведущих военно-политических союзников. На территории некоторых из них располагаются американские и британские военные базы. Несколько аравийских государств имеют статус основного союзника США вне НАТО.
Вместе с тем отношения России со странами ССАГПЗ всегда носили и носят традиционно дружественный характер. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию в мире, наше сотрудничество динамично развивается по всем азимутам — от торгово-экономического партнерства до культурно-гуманитарного взаимодействия. Важным механизмом совместной работы выступает запущенный в ноябре 2011 года на уровне министров иностранных дел Стратегический диалог Россия – ССАГПЗ. Проведение его очередного, восьмого заседания запланировано на вторую половину 2025 года в одном из российских городов. Поддерживаются регулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях. Налажена активная кооперация по линии различных профильных министерств и ведомств.
Такому эффективному взаимодействию, безусловно, есть объяснение. В основе наших отношений лежит принцип взаимоуважения и невмешательства в дела других государств. Россия за многолетнюю историю сотрудничества со странами Персидского залива никогда не была причиной войн и конфликтов в этом районе. Много общего нас связывает и в культурно-цивилизационном плане. Мы выступаем с единых позиций в защиту традиционных ценностей, прежде всего института семьи, а также духовно-нравственных ориентиров.
И, конечно, у нас заложен прочный экономический фундамент. Между Россией и арабскими странами Персидского залива налажено тесное торгово-экономическое и финансово-инвестиционное партнерство. Развязанная США и европейскими странами мощная санкционная война против нашей страны — вопреки замыслу Запада изолировать Россию — открыла для наших аравийских друзей новые возможности для выстраивания взаимовыгодного сотрудничества.
Катар здесь не исключение. Отражением высокого качества российско-катарских связей служит доверительный политический диалог на высшем уровне. Регулярное общение налажено также между главами внешнеполитических ведомств. В марте 2025 года в Дохе запланировано проведение пятого заседания Совместной Российско-Катарской комиссии по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству. Ее возглавляют первый заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров и председатель Совета министров, министр иностранных дел Государства Катар Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани. Активно работаем с катарцами над расширением договорно-правовой базы. Впереди у нас много новых перспективных проектов и совместных инициатив.
— Российский подход «поставщика безопасности» успешно применялся в Судане, Центральноафриканской Республике, Мали. Есть ли со стороны других африканских государств запросы на сотрудничество с нашей страной в этой области?
— Наше сотрудничество в области безопасности в Африке далеко не ограничивается указанными вами странами. При этом российское содействие в этой сфере всегда оказывается исключительно по просьбе местных властей.
С сожалением приходится констатировать, что политическая и социально-экономическая ситуация во многих районах Африки остается крайне нестабильной. Не урегулированы межнациональные и этнические противоречия, особую обеспокоенность вызывает растущая активность на континенте многочисленных террористических организаций. Сохраняется высокий уровень конфликтного потенциала в Сахаро-Сахельском регионе, в ЦАР и регионе Великих озер, на Африканском Роге. Сейчас серьезно осложнилась обстановка в восточной части Демократической Республики Конго. В то же время долгосрочный мир и стабильность в Африке — фундаментальное условие для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития государств континента.
На этом фоне Россия как постоянный член СБ ООН прилагает максимум усилий для урегулирования нынешних конфликтов и недопущения возникновения новых, активно работает и на площадках специализированных структур этой всемирной организации. Так, наша страна участвует в инициативах Управления ООН по контртерроризму, нацеленных на противодействие попаданию оружия в руки террористов, в других программах.
Кроме того, наращиваем совместную с африканскими партнерами работу в целях достижения мира, безопасности, предотвращения и урегулирования конфликтов, борьбы с терроризмом. Соответствующие положения зафиксированы в действующих меморандумах о сотрудничестве между Россией и Африканским союзом, Сообществом развития Юга Африки (САДК), Межправительственной организацией по развитию (ИГАД) и Экономическим сообществом государств Центральной Африки (ЭСГЦА). Готовы способствовать формированию собственных антикризисных сил государств Африки.
В рамках двустороннего взаимодействия Россия проводит ежегодные курсы по подготовке африканских миротворцев в профильных российских образовательных организациях.
Мы всегда открыты к сотрудничеству и готовы делиться опытом с нашими африканскими друзьями.
«Партнеры видят в России надежного друга»
— 10 февраля в РФ отмечается день дипломатического работника. Вы с 1974 года — 50 лет — находитесь на дипломатической службе. Какое самое важное достижение в вашей профессиональной деятельности?
— Действительно, дипломатической службе я посвятил всю свою профессиональную жизнь.
Известно, что история развития стран Ближнего Востока и Северной Африки во второй половине XX века и на нынешнем этапе весьма драматична. В СССР и России всегда уделяли особое внимание развитию связей с ближневосточными и североафриканскими странами. Результатом такого подхода стало выстраивание конструктивного и плодотворного сотрудничества со всеми без исключения государствами региона. Наши партнеры видят в России надежного друга, который в трудную минуту всегда готов подставить плечо. Думаю, что не может быть большего удовлетворения от дипломатической работы, чем видеть, как динамично развиваются двусторонние отношения между нашими странами, как крепнет дружба между народами.
— Какими качествами должен обладать молодой дипломат, работающий в ближневосточной стране?
— Здесь, наверное, нет каких-то нестандартных критериев. В первую очередь, это патриотизм, осознание того, что мы трудимся в интересах России. Отмечу важность глубокого знания региона, его истории, культуры, политического развития. Также важнейший фактор успеха — владение языком страны пребывания на хорошем уровне. Не последнюю роль играют такие базовые для всего нашего министерства компетенции, как трудовая дисциплина, стремление к постоянному саморазвитию, умение работать в коллективе и адаптироваться к порой быстро меняющейся обстановке. Упомяну также стрессоустойчивость, готовность к самоограничениям в условиях возможных конфликтов, в том числе вооруженных. В основе всего этого должен лежать живой интерес к работе и четкое понимание того, что каждый российский дипломат за рубежом — представитель своей страны, по словам и действиям которого в том числе формируется восприятие России.