
На волне: что случилось с танкерами на Сахалине и в Ленинградской области

В воскресенье, 9 февраля, в нескольких регионах России произошли аварии на двух иностранных танкерах. Так, вначале у берегов Сахалина на мель сел китайский сухогруз An Yang 2, а позже в порту Усть-Луга Ленинградской области инцидент произошел с танкером Koala, который ходит под флагом Антигуа и Барбуды. В настоящее время специальные службы устраняют последствия ЧП. Пострадавших в результате аварий нет, разлив мазута не зафиксирован. Подробнее о том, что произошло и могут ли очередные крушения привести к экологической катастрофе, — в материале «Известий».
Инцидент с танкером на Сахалине: что произошло, последние новости
В ночь на воскресенье, 9 февраля, в морском порту Невельска на мель сел китайский балкер An Yang 2. Сухогруз вышел из города Цзянъиня в Невельск. Крушение произошло неожиданно. Корабль стоял на погрузке угля, его грузили на рейде. Внезапно начался шторм, капитан не смог справиться с управлением, и танкер выбросило на сушу.
На борту судна находилось порядка 1000 т угля, 50 т дизельного топлива и 2,7 т моторного масла. Основной причиной инцидента МЧС называет повреждение балластных танков, которые необходимы для придания устойчивости судну.
Экипаж танкера из 20 человек не пострадал, люди обеспечены питанием и водой. В Росморречфлоте выяснили, что на балкере поврежден отсек для соленой воды, необходимый для остойчивости (валкость судна, способность возвращаться в прямое положение после того, как оно было наклонено под действием внешних сил, таких как ветер или волны).
В Невельском районе объявлен режим чрезвычайной ситуации, в регионе — режим повышенной готовности. Также создан оперативный штаб, мобилизовали и организовали круглосуточное дежурство профильных служб.
Кроме того, капитан китайского судна в настоящее время не выходит на связь с конструктивными предложениями и не запрашивает никакой помощи. Поэтому властям Сахалина приходится действовать самостоятельно. В то же время плохая погода не позволяет спасателям подойти к An Yang 2. После ее улучшения будет приято решение о разгрузке балкера или его снятии с мели.
По словам главы региона Валерия Лимаренко, главное на данный момент — исключить экологические риски, для чего принимаются необходимые меры.
Танкер An Yang 2: как развиваются события сейчас
На данный момент разлива топлива или других загрязнений технического характера в районе балкера не зафиксировано. Однако, чтобы предотвратить экологический кризис, в Невельске возле севшего на мель китайского судна An Yang 2 устанавливают боновые заграждения.
Сейчас у западного побережья острова Сахалин продолжается шторм, высота волн достигает 3–4 м, сохраняется плохая видимость из-за сильной метели. Несмотря на это, спасатели постепенно начинают подготовку к откачке топлива из танкера, к месту инцидента уже прокладывают техническую дорогу. После окончания шторма подводную часть судна осмотрят водолазы.
Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский отметил, что если не удастся снять судно с мели, то придется утилизировать его по частям, на это может уйти несколько лет, и доходы от продажи металла не окупят стоимости работ.
«Если балкер не сидит на мели так глубоко, чтобы рифы вошли в грузовые помещения, то съемка, хоть и с большими трудностями, возможна. Но если шторм в этой местности продолжится еще три-четыре дня и судно будет болтать, то положение ухудшится и размеры повреждений будут увеличены», — добавил Осичанский.
Аварийно-спасательная группа Морспасслужбы, состоящая из семи человек, приготовила оборудование ЛАРН — аварийный комплект материалов и средств для ликвидации аварийных разливов нефти. На месте дежурят экстренные службы, ведется круглосуточный мониторинг ситуации.
Повторение сценария: что произошло в 2021 году
Власти Сахалина опасаются повторения истории с другим иностранным судном. В декабре 2021 года у берегов региона затонул китайский сухогруз Xing Yuan, который принадлежал Сьерра-Леоне. Собственники судна отказались принимать меры по его утилизации, средства пришлось выделять из бюджета региона.
Комплекс мероприятий по выводу судна из-под таможенного контроля был завершен в декабре 2023 года, это была первая подобная практика в России. Сегодня утилизировано около 70% судна. Полное завершение работ планируется весной 2025 года.
С 2022 года на Сахалине удалены 72 затонувших судна. Власти региона и федеральный центр ищут системное решение, как привлекать иностранных судовладельцев к ответственности, если они отказываются проводить работы по утилизации затонувших судов за свой счет.
Техногенный инцидент в порту Ленинградской области: иностранный танкер Koala
Другая авария возникла утром в воскресенье, 9 февраля, в другом конце страны, в порту Усть-Луга Ленинградской области. Причиной крушения танкера Koala стал «техногенный инцидент». По версии Росморречфлота, при подготовке главного двигателя судна к работе произошел взрыв в машинном отделении.
При этом грузовые резервуары судна не получили повреждений, разлива загруженного на танкер мазута и утечки нефтепродуктов не обнаружено. Сейчас вокруг танкера установлены боновые заграждения, а специалисты готовят обследование его подводной части.
На момент происшествия судно, которое ходит под флагом Антигуа и Барбуды, перевозило 130 тыс. т мазута. Koala прибыла в Усть-Лугу ранним утром 6 февраля, а последние данные от него, зафиксированные специализированными сервисами по отслеживанию судов, поступали 7 февраля.
Экипаж танкера насчитывает 24 человека, среди них четверо россиян, восемь граждан Грузии и 12 индонезийцев. Всех удалось эвакуировать. Само судно сейчас находится у причала в порту Усть-Луга.