Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
До 15 человек увеличилось число жертв предновогодних праздников в Иране
Мир
Полицейские на суде рассказали об удивлении при виде тела Марадоны
Спорт
Тарасова назвала прекрасной идеей возможный матч между игроками КХЛ и НХЛ
Мир
Уиткофф назначил обсуждение деталей прекращения огня на Украине на 23 марта
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшие осадки и гололедицу в Москве 19 марта
Мир
Национальный архив США опубликовал документы об убийстве президента Кеннеди
Мир
СМИ сообщили о вероятном отказе США от командования силами НАТО в Европе
Общество
В Архангельском районе Башкирии из-за паводка введен режим ЧС
Мир
Трамп опроверг сообщения о требовании Путина прекратить помощь Украине
Спорт
Панарин стал девятым лучшим бомбардиром в НХЛ среди россиян
Мир
Илон Маск назвал поджоги Tesla в сервисном центре в Лас-Вегасе «терроризмом»
Мир
СМИ узнали о переговорах Британии и ЕС об ускорении поставок оружия на Украину
Общество
Эвакуированные жители Суджи рассказали о жизни под оккупацией ВСУ
Политика
Для отслуживших срочников хотят исключить испытательный срок при трудоустройстве на работу
Мир
Вучич назвал переговоры между РФ и США признаком разрядки обстановки в мире
Мир
Экс-аналитик ЦРУ прокомментировал телефонный разговор Путина и Трампа
Спорт
Хоккейный агент Мильштейн назвал матч КХЛ и НХЛ праздником для болельщиков
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия рассчитывает, что последовательное развитие связей с соседней Грузией на каком-то этапе приведет к полной нормализации и восстановлению дипломатических отношений, заявил в интервью «Известиям» заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин. При этом российский дипломат отметил, что линия Запада в Закавказье абсолютно деструктивна. Нет реальных подвижек в диалоге с ним и в контексте украинского урегулирования, подчеркнул он. О дипломатической службе, влиянии на армяно-российские отношения сближения Еревана с ЕС и выстраивании контактов с Западом сегодня — в эксклюзивном интервью Михаила Галузина «Известиям».

«В те годы всегда сохранялись и действовали каналы диалога»

— Свою дипломатическую карьеру вы начали в 1983 году — в разгар холодной войны и момент нового витка гонки вооружений между СССР и Западом. Если сравнивать ситуацию тех дней и то, что происходит в отношениях между Россией и Западом сегодня, насколько усложнилась работа дипломата?

— Вы правы, я начинал свою дипломатическую карьеру уже почти 42 года назад на японском направлении. В 1983 году выехал на работу в наше посольство в Токио. Это было время разгара холодной войны и нового витка гонки вооружений и в целом обострения отношений Советского Союза с Западом. В чем отличие от сегодняшнего дня? В те годы, несмотря на всю остроту и серьезные всплески напряженности в отношениях между Москвой и коллективным Западом, всегда сохранялись и действовали каналы диалога. Причем не какого-то эпизодического диалога от случая к случаю, а постоянного и регулярного. Если говорить о японском направлении, которое тогда мне было более всего знакомо, то даже в самые острые моменты не просто существовал, но действовал механизм регулярных консультаций между заместителями министров иностранных дел Советского Союза и Японии, достаточно регулярно встречались главы внешнеполитических ведомств, были обмены визитами.

замглавы МИД РФ Михаил Галузин

Заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Сейчас ситуация другая в том смысле, что Запад, обуреваемый несбыточной мечтой о нанесении РФ так называемого стратегического поражения, о вытеснении России из числа влиятельных и авторитетных участников международных отношений с помощью тотального задействования санкционного инструментария, совершенно неэффективного с точки зрения нанесения ущерба нашей экономике, и в попытке заставить нас изменить внешнеполитический курс в рамках своей безответственной и близорукой политики, инициативно свернул все каналы диалога с нами. Западные лидеры той поры были достаточно мудры, чтобы сохранять действенные каналы диалога. Нынешние же западные политики и государственные руководители, видимо, не столь дальновидны и не столь глубоко осведомлены о том, что такое международные отношения.

При этом Россия от контактов с Западом не уходит и остается открытой к ним, но очевидно, что этот диалог, когда или если он возобновится, мы будем вести с позиции жесткого отстаивания российских национальных интересов. И мы исходим из того, что не России сейчас инициировать перед Западом возобновление диалога. Если Запад готов к нему, а заявления такого рода или по крайней мере намерения возобновить с нами диалог оттуда звучат, но пока в публичном пространстве, а не по дипломатическим каналам, то он, как мы считаем, должен официально нам просигнализировать по дипломатическим каналам о такой готовности и объяснить, с чем он идет, с какими вопросами и приоритетами он выходит на него.

— Какими компетенциями должен обладать российский дипломат, работающий на пространстве СНГ?

— Что касается тех навыков, которые нужны дипломату, работающему на направлении двусторонних отношений с государствами — членами СНГ, то здесь я бы все-таки в первую очередь упомянул способность к многосторонней дипломатии. На мой взгляд, те действия и те решения, которые мы принимаем совместно с нашими партнерами по развитию наших двусторонних отношений, а я занимаюсь именно этим блоком, то они все-таки должны вписываться в те совместные интеграционные начинания и решения, которые мы вместе инициируем и реализуем по линии СНГ, ЕврАзЭС, ЕАЭС и Союзного государства России и Белоруссии.

папка
Фото: РИА Новости/Дмитрий Дудо

То есть сочетание двустороннего фактора с нашим многосторонним интеграционным комплексом — это то, что, на мой взгляд, требуется в числе первых навыков дипломатов, работающих на направлении СНГ. Кроме того, для дипломатов, работающих на направлении постсоветских государств, требуется еще и понимание необходимости уважать многообразие традиций, культур и религий, выбор обществ и государств этих стран в пользу самостоятельного суверенного развития и позиционирования себя на международной арене. И, конечно же, уважение к нашей общей истории, особенно это важно в нынешнем году — в год 80-летия общей победы в Великой Отечественной войне.

«Владимир Путин внес уникальный вклад в нормализацию азербайджано-армянских отношений»

— В ноябре президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва делает всё для нормализации армяно-азербайджанских отношений и подписания мирного договора между Ереваном и Баку. По оценке МИД Армении, документ согласован почти на 90%. Как вы считаете, каковы шансы, что его подписание произойдет в этом году?

— Прежде всего мы приветствуем прогресс, которого достигли Азербайджан и Армения на пути к заключению мирного договора и нормализации двусторонних отношений. Я вам очень признателен за то, что вы упомянули в своем вопросе и начали свой вопрос с цитаты из высказываний президента РФ Владимира Путина. Это очень правильно, потому что именно он внес, не побоюсь этого слова, уникальный вклад в запуск процесса нормализации азербайджано-армянских отношений. В первую очередь это было сделано в ноябре 2020 года, когда был оформлен трехсторонний документ — заявление лидеров России, Азербайджана и Армении — документ, который содержал дорожную карту армяно-азербайджанского урегулирования при содействии России.

Президент РФ Владимир Путин

Фото: РИА Новости/Гавриил Григоров

Мы выступаем за то, чтобы армянская и азербайджанская стороны — а Армения и Азербайджан — это страны, с которыми нас связывают союзнические отношения — выработали такой мирный договор, который открывал бы путь и означал бы устойчивое долгосрочное урегулирование отношений, а не закладывал бы «мину» для будущих поколений. Естественно, мы всегда готовы способствовать движению вперед и мы против того, чтобы заключались какие-то скороспелые документы, как на том настаивает Запад, который очень хочет как можно скорее подтолкнуть Армению и Азербайджан к заключению мирного договора на какой-либо западной площадке. Такие поспешные, непродуманные и не до конца выверенные решения могут привести не к долгосрочному устойчивому миру, а наоборот, заложить какие-то зерна конфронтации на будущее, что, конечно же, мы считаем крайне нежелательным ни для Армении с Азербайджаном, ни для Южного Кавказа, ни для России.

К сожалению, работа трехсторонней группы во главе с заместителями председателей правительств России, Азербайджана и Армении по разблокированию транспортных коммуникаций и возобновлению экономических связей сейчас прервана и заморожена, если так можно выразиться. Конечно же, мы призываем стороны и прежде всего наших армянских друзей вернуться к работе в рамках этой группы. Российская сторона всегда готова оказать всяческое содействие сторонам, если они того пожелают.

«Одновременное членство в Евразийском экономическом союзе и в ЕС невозможно»

— В последнее время власти Армении стали активнее взаимодействовать с Евросоюзом. Например, в сентябре 2024 года был официально запущен диалог о либерализации визового режима, также ведется работа над новым всеобъемлющим документом под названием «Новая повестка партнерства». Обсуждает ли Россия с представителями Армении этот вопрос?

— Прежде всего мы считаем линию Запада на Южном Кавказе абсолютно деструктивной, потому что она нацелена не на стабилизацию положения в этом стратегически важном регионе для России, а на то, чтобы и с этого фланга попытаться «внести вклад» в нанесение нам стратегического поражения. Иной раз даже заходит речь о попытках склонить некоторые страны к открытию второго фронта против России — в Закавказье.

Ереван

Ереван, Армения

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Что касается уплотнения связей между Арменией с одной стороны, Евросоюзом — с другой, и с Западом в целом, то мы здесь исходим из следующего. Официальный Ереван, армянское государство, армянское общество и армянский народ принимают суверенные решения относительно того, как им выстраивать свою внешнюю политику и как им позиционировать свою страну в международном сообществе. Это их прерогатива, и мы, как вы хорошо знаете, никогда не вмешиваемся во внутренние дела других государств и никогда не навязываем другим государствам каких-то рецептов и свое видение, а стараемся путем диалога выработать какие-то взаимоприемлемые модальности и компромиссные подходы к решению тех или иных вопросов.

— Может ли сближение Еревана с ЕС повлиять на отношения России и Армении?

— Что касается конкретно сближения Армении с Евросоюзом, то мы и публично, и в диалоге с нашими армянскими друзьями четко обозначили, что одновременное членство в Евразийском экономическом союзе и в Европейском союзе невозможно, потому что это налицо две несовместимые регулятивные системы с разными подходами к вопросам таможенных стандартов, технических, санитарных и фитосанитарных стандартов, маркировки товаров и сертификации, и даже к вопросам интеллектуальной собственности. Это абсолютно разные системы, и одновременное пребывание в них просто невозможно.

Что касается упомянутого вами вопроса о начале переговоров между Арменией и Евросоюзом по разного рода проектам в пользу сближения, и в частности безвизового режима, то да, такие переговоры начаты. Мы видим, что Евросоюз и здесь верен себе, потому что, особо не давая каких-то обещаний и не принимая каких-то серьезных решений в плане безвизовых отношений, уже требует от Армении политической лояльности и присоединения к антироссийским санкциям. И всё это происходит на фоне того, что членство Армении в Евразийском экономическом союзе несет ей ощутимые и весомые долгосрочные блага в виде роста торговли с ЕАЭС и в виде роста инвестиций с пространства ЕАЭС в Армению.

Флаги России, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Армении, а также с символикой Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Фото: РИА Новости/Владислав Воднев

Если взять последние цифры армянской статистики — я приблизительно назову, чтобы не ошибиться в каких-то деталях — то объем товарооборота между Арменией и ее партнерами по ЕАЭС составляет порядка $13 млрд и в прошлом году он возрос на 53%, а объем торговли с Евросоюзом в том же прошлом году едва превысил $2 млрд и при этом сократился на 24%. То есть даже по этим цифрам армянской статистики видно, где находятся истоки нынешнего экономического благосостояния Армении и ее народа, а резкая смена парадигмы и переход на площадку Евросоюза, на наш взгляд, неизбежно будет сопряжена и с падением ВВП, и с серьезными ударами по армянскому бизнесу, экономике и по уровню жизни простых граждан Армении. Армянские политики иной раз говорят о том, что в армянском обществе есть настроения в пользу присоединения к ЕС. Наверное, есть и такие настроения, но, как мы полагаем, в равной степени заслуживают внимания и настроения тех граждан Армении, которые мыслят будущее своей страны в евразийской семье и в рамках евразийской интеграции.

«Последовательное развитие отношений с Грузией на каком-то этапе приведет нас к восстановлению дипотношений»

— В прошлом году Ираклий Кобахидзе заявил, что Грузия будет сохранять прагматичную политику в отношениях с Россией. Тем не менее говорить о восстановлении дипотношений между РФ и Грузией пока преждевременно. Видит ли Россия возможность для их восстановления в будущем? При каких условиях это возможно?

— Вообще, выдвигать условия — это не совсем наша политика, хотя в каких-то случаях и это приходится делать, но это все-таки исключение из правил. Мы за то, чтобы продолжать развитие отношений с соседней Грузией — со страной, с которой нас объединяет и общая история, и общие культурные традиции, и общая вера, и обширные человеческие и родственные связи, мы все хорошо это знаем и помним. Видя такую прагматичную линию правительства партии «Грузинская мечта», предпринимали и предпринимаем шаги по развитию российско-грузинского сотрудничества, прежде всего в интересах народов наших стран.

кремль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Именно этим были продиктованы такие принятые Россией решения, как возобновление воздушного сообщения между Россией и Грузией, восстановление сначала безвизового режима для тех, кто ездит в краткосрочные поездки в нашу страну, а потом, через год, для тех граждан Грузии, кто въезжает в Россию для того, чтобы работать и учиться и просто проживать у нас здесь. И мы готовы и дальше идти по этому пути, готовы развивать сотрудничество с Грузией, прагматичное и взаимовыгодное. Мы же до сих пор были и в дальнейшем будем ключевым экономическим партнером Грузии. Рассчитываем, что такое последовательное развитие отношений с соседней Грузией на каком-то этапе приведет нас к полной нормализации и к восстановлению дипломатических отношений. Здесь мы готовы идти столь далеко, сколь далеко готова идти грузинская сторона, и каких-то ограничений для нас здесь нет.

«В результате политико-дипломатического урегулирования должны быть устранены коренные причины конфликта на Украине»

— Ожидают ли в МИД России запуска переговорного процесса по урегулированию украинского конфликта в 2025 году?

— Мы с вами видим, что в последнее время, может быть, в последние недели, особенно со стороны коллективного Запада и, в частности, США и ее новой администрации высказываются мнения в пользу необходимости скорейшего перезапуска и возобновления переговорного процесса с целью выхода на политико-дипломатическое урегулирование украинского кризиса. Такие заявления звучат пока только в публичном пространстве, и каких-либо официальных обращений по этому поводу мы не имеем. Но должен сказать, что при всех этих заявлениях, казалось бы, позитивных — на деле ничего не меняется в том смысле, что Запад продолжает накачивать вооружением нацистский киевский режим, это факт мы фиксируем и учитываем в своей политике прежде всего. Кумулятивно за последние почти три года объем закачанных в украинский режим вооружений составил около $200 млрд.

доллары
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Кроме того, сохраняется и такой фактор, препятствующий любому нормальному диалогу, как самозапрет, введенный Зеленским на переговоры с Россией. До сих пор действует указ, который запрещает украинской стороне вести переговоры с российским руководством. И, наконец, фактор, препятствующий переговорному процессу, а главное, достижению возможных договоренностей — нелегитимность нынешнего режима в Киеве, ведь полномочия Зеленского как президента истекли 20 мая прошлого года, и любая его подпись под любой договоренностью будет юридически ничтожна в нынешней ситуации.

Такова сейчас картина, подчеркиваю — реальная картина, а не та, которую порой рисуют где-то в публикациях. Позиция России всегда была последовательна — так, как ее сформулировал президент РФ, так, как ее озвучивает министр иностранных дел России и российские дипломаты. Она состоит в следующем — мы открыты для политико-дипломатического урегулирования и для соответствующего диалога, и мы исходим из того, что если противоположная сторона настроена таким же образом, то она даст нам знать об этом официально, как и даст знать о том, с чем она идет на эти переговоры.

Наша же позиция заключается в том, что в результате политико-дипломатического урегулирования прежде всего должны быть устранены коренные причины конфликта на Украине, включая те, которые вынудили нас начать СВО, а именно расширение НАТО на Восток, в том числе за счет возможного, как они считают, присоединения к блоку Украины и создания таким образом неприемлемых угроз безопасности РФ. Вторая коренная причина — это попрание законных прав русского и русскоязычного населения Украины, потому что сегодня эти права истребляются. Речь идет и о фактическом запрете русского языка на Украине, русскоязычных СМИ и русской культуры — одно уничтожение памятников в Одессе чего стоит. А это только верхушка айсберга. Это и фактическое запрещение канонической Русской Православной церкви. По сути, киевский режим и есть нацистский режим, поскольку он развернул наступление на всё русское. Эти две коренные причины должны быть устранены в результате будущего политико-дипломатического урегулирования.

русский язык учебник
Фото: РИА Новости

Мы исходим из того, что будущий переговорный процесс должен основываться на наработках, которые были достигнуты в ходе переговоров сначала в Белоруссии, а потом в Турции в феврале-марте 2022 года. Другое дело, что сейчас ситуация «на земле» коренным образом изменилась — Луганская и Донецкая Народные Республики, Херсонская и Запорожская области в результате референдумов вошли в состав РФ. Причем подавляющее большинство жителей этих регионов проголосовало за воссоединение с Россией. А еще раньше, в 2014 году, таким же образом воссоединились Крым и Севастополь. Все эти реалии должны быть признаны, как и должны учитываться те инициативы, которые выдвинул президент РФ в июне 2024 года, выступая здесь, в Министерстве иностранных дел.

«Прозападная линия в самой Молдавии потерпела фиаско»

— В Молдавии в 2024 году прошли президентские выборы, на которых победу одержала проевропейски настроенная Майя Санду. Как Россия видит развитие отношений с Молдавией?

— Я бы все-таки посоветовал смотреть на эти выборы и их результаты несколько шире, чем просто как на формальную фиксацию победы какой-то определенной группы и определенной партии. Дело в том, что любому непредвзятому наблюдателю очевидно, что эти выборы выявили прежде всего глубокий раскол в молдавском обществе и очень серьезную поляризацию между сторонниками прозападной линии, предполагающей превращение Молдавии в часть русофобской периферии ЕС, и превращение ее в нацеленный против России логистический хаб НАТО, прежде всего с целью поддержки нацистского киевского режима. Этот прозападный выбор помимо прочего еще и предполагает подмену традиционных ценностей молдавского общества, национальной идентичности молдаван неолиберальными нарративами и тотальной румынизацией.

молдавия голосование
Фото: РИА Новости/Мирослав Ротарь

Надо сказать, что эта прозападная линия в самой Молдавии потерпела фиаско, потому что при голосовании там победу одержала не нынешний президент страны, а альтернативный кандидат. И только благодаря голосованию молдавской диаспоры в странах Запада и разного рода электоральных манипуляций, которые допустили власти, была зафиксирована победа тех сил, которые сегодня находятся в Молдавии у власти. При этом, заметьте, в России, где проживает несколько сотен тысяч составляющих молдавскую диаспору, были открыты всего два избирательных участка.

Большинство простых молдаван выступают за сохранение своей культурной и языковой самобытности и за дружеские и добрососедские отношения с нашей страной. Коль скоро сегодня правящие в Кишиневе власти не готовы к серьезному диалогу с Россией, то мы будем развивать связи с теми регионами и с теми политическими силами в Молдавии, которые выступают за развитие российско-молдавских отношений в духе дружбы, добрососедства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела.

«Западноцентричная модель мироустройства терпит крах и расформировывается»

— Видит ли Россия заинтересованность среди стран СНГ в поддержке Евразийской хартии многообразия и многополярности, которую сейчас разрабатывают и продвигают Россия и Белоруссия?

— С инициативой принятия хартии многообразия и многополярности в XXI веке выступили наши белорусские друзья и союзники, и мы активно поддерживаем это их начинание. Сегодня инициатива о принятии упомянутой хартии уже носит российско-белорусский характер. Вы знаете, что эта тема обсуждалась на второй Минской конференции по евразийской безопасности в конце октября – в начале ноября прошлого года, а затем министры иностранных дел России и Белоруссии 22 ноября в Бресте приняли Совместное видение хартии многообразия и многополярности в XXI веке. Мы очень рассчитываем на конструктивное, вдумчивое и глубокое обсуждение на евразийском пространстве с евразийскими интеграционными структурами будущего содержания хартии.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Республики Беларусь Максим Рыженков (слева направо на дальнем плане) на совместном заседании коллегии МИД России и МИД Белоруссии в Бресте.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Республики Беларусь Максим Рыженков на совместном заседании коллегии МИД России и МИД Белоруссии в Бресте, 22 ноября 2024 года

Фото: РИА Новости/Виктор Толочко

Суть состоит в том, что западноцентричная модель мироустройства, включая основанную на евроатлантических нарративах систему безопасности, терпит крах и расформировывается. И на смену ей, как мы полагаем, должна прийти евразийская модель, в том числе в области безопасности, которая будет основана не на диктате тех, кто возомнил себя «садом», а остальных — «джунглями», то есть коллективного Запада, а на взаимоуважительном партнерстве и выстраивании отношений в целях гармонизации, стабилизации и демократизации международных отношений с теми странами, которые разделяют принципы невмешательства во внутренние дела, суверенного равенства, неделимости безопасности. Вот в этом направлении, как мы надеемся, и будет развиваться дискуссия.

Читайте также
Прямой эфир