Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Эксперты спрогнозировали рост производства индейки в 1,5 раза к 2030 году
Общество
Из-за природных пожаров в Забайкалье ввели режим ЧС
Спорт
Спортивный агент Овечкина рассказал о мечте хоккеиста взять олимпийское золото
Общество
В аэропорту Казани введены временные ограничения на прием и выпуск рейсов
Мир
Послу Японии выражен протест из-за желания Токио использовать замороженные активы РФ
Мир
Bloomberg сообщило о росте экспорта сырой нефти из России
Общество
Суд продлил домашний арест блогеру Митрошиной
Общество
Прощание с Зурабом Церетели началось в храме Христа Спасителя
Мир
Лавров отметил развитие торгово-экономических связей с Узбекистаном
Политика
Политолог допустил влияние США на Зеленского для признания Крыма российским
Общество
Временные ограничения на работу аэропортов Нижнекамска, Казани и Ульяновска сняли
Экономика
В Минсельхозе отметили рост производства вина
Мир
СМИ заявили о понижении статуса саммита в Лондоне после отказа участия глав МИД
Мир
СМИ указали на проблемное положение Европы в случае отказа США от ее обороны
Общество
На Apple в РФ составили протокол за пропаганду нетрадиционных отношений
Наука и техника
Путин указал на колоссальные возможности применения ИИ в военном деле
Спорт
Бобровский совершил 20 сейвов и помог «Флориде» одержать победу над «Тампой»
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Компьютерное зрение, системы взаимодействия между дронами и технологии внешнего управления в условиях радиопомех стали главными новинками последнего дня выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2025. Представленные разработки позволят создать единую сеть управления беспилотными аппаратами и обезопасят объекты от появления нарушителей, считают участники. Показанные разработки позволят выпустить в небо дронов-перехватчиков для нейтрализации вражеских БПЛА самолетного типа. О том, как будет развиваться беспилотная авиация, — читайте в материале «Известий».

Как предлагают бороться с вражескими беспилотниками

В Москве завершилась национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2025, она стала самой масштабной за всю 12-летнюю историю своего существования. В последний день мероприятия эксперты обсуждали технологии, которые позволяют обеспечить полеты БПЛА и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве.

Отрасль беспилотной авиации находится в стадии становления, но уже через несколько лет она заставит трансформироваться всю гражданскую авиацию, и к этому необходимо готовиться — такой посыл звучал на сессии «Технологии обеспечения безопасности полетов в едином воздушном пространстве».

БПЛА
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Мы встречаемся с рассогласованностью действий различных служб, — рассказал директор конструкторского бюро ЛЭМЗ Научно-производственного объединения «Алмаз» Сергей Нестеров. — К примеру, в Санкт-Петербурге во время разрешенного полета дрона, работающего в интересах городских властей, одно из силовых ведомств посчитало, что БПЛА представляет угрозу, и нейтрализовало его. Благо при падении он никому не причинил вреда.

Но такие случаи нередки, и необходимо налаживать взаимодействие, чему должны способствовать средства идентификации, а именно транспондеры для БПЛА, отметил он. С помощью них авиационные власти смогут обеспечивать взаимодействие эксплуатантов воздушных судов с силовыми структурами и отслеживать в режиме реального времени все легальные БПЛА в воздухе.

Участники дискуссии отметили, что недостаточно идентифицировать аппараты, необходимо также научить автоматику взаимодействовать между собой, чтобы минимизировать их управление с земли.

Проблема беспилотников в том, что связь с землей может внезапно оборваться из-за помех, а существующий уровень автономности недостаточен, — рассказал генеральный директор ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев. — Дальнейшая задача безопасности — научить беспилотные аппараты «видеть» воздушную обстановку вокруг себя и самостоятельно, без коррекций с земли избегать столкновений.

Беспилотники
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В ходе экспериментов членов ассоциации выяснилось, что самые безопасные — дроны, которые способны рассчитывать траектории движения друг друга и уклоняться от столкновения без команд с наземной станции контроля. Этому способствует системы идентификации, интеграция автопилота и бортового АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание), алгоритмы прогнозирования конфликта и уклонения, а также техническое зрение. Над их характеристиками и стандартизацией предстоит еще большая работа, отметил Глеб Бабинцев.

О необходимости построения единой информационной системы мониторинга воздушного пространства говорил на сессии и руководитель направления Antidrone «Лаборатории Касперского» Владимир Туров. По его словам, объединенный информационный ресурс обеспечит связь аэродромных служб, силовиков и прочих контролирующих органов для принятия правильных решений.

Кроме того, новое программное обеспечение позволит создать беспилотники-перехватчики, которые будут наводиться на вражеские БПЛА самолетного типа. Это обезопасит зоны полетов от лишнего воздействия систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и позволит нейтрализовывать аппараты точечно, без засветки оборудования гражданской авиации, считает эксперт.

Создание единой системы управления необходимо и для построения сетей доставки грузов с помощью БПЛА, уточнили участники дискуссии.

Перевозка грузов с помощью БПЛА

БПЛА в 2024 году совершили 148 тыс. полетов, с 2021-го интенсивность их использования увеличилась более чем на 60%, рассказал замначальника Главного центра ЕС по ОрВД «Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ» Александр Редкозубов. Опрошенные «Известиями» эксперты полагают, что цифру в 250–300 тыс. полетов в год получится преодолеть уже к 2030 году. Однако некоторые из них отмечают, что с ростом использования БПЛА увеличиваются и риски авиапроисшествий.

Изготовление
Фото: РИА Новости/Павел Львов

На рынке огромное количество кустарных изготовителей, создающих продукцию на свой страх и риск из купленных элементов, — рассказал генеральный директор «Аврора-БАС» Дмитрий Третьяков. — Разнообразные летательные аппараты выпущены на рынок без должной систематизации, и иногда потребителям приходится выбирать лучшее среди плохого.

По его словам, назрела необходимость в государственном регулировании отрасли, в госприемке продукции для обеспечения качества и в единых стандартах производства. К сверхмалой авиации требуются такие же подходы со стороны авиационных властей, как и к большой.

При этом Александр Редкозубов отметил, что в 2024 году количество нарушений с используемыми в воздушном пространстве беспилотниками снизилось.

— Мы видим, что пользователи беспилотных авиационных систем (БАС) начинают читать нормативную базу и соблюдать законы, — отметил он.

БАС
Фото: РИА Новости/Павел Львов

В России сейчас есть несколько регионов, где активно продвигают авиационные беспилотные технологии. В частности, на Сахалине БПЛА используются как в гражданских, так и в военных целях. Они помогают находить очаги пожаров, несанкционированные свалки, доставляют малые грузы.

Мы реализуем программу по созданию некапитальных, мобильных посадочных площадок для БАС в условиях Арктики, — рассказал руководитель проектного офиса Ямало-Ненецкого автономного округа Олег Клочков. — Мобильная площадка — это перевозимый на двух вездеходах ангар с модулем управления и связи, антенна, полотно для взлетно-посадочной полосы.

Такая сеть позволит быстро доставлять малые грузы в отдаленные районы Севера, для которых в короткие сроки задействовать вертолеты нерентабельно. Это, к примеру, медикаменты и продукты первой необходимости, отметил он. При этом, по его словам, перевозки грузов с помощью БПЛА пока нерентабельны из-за неразвитой инфраструктуры.

— Лет пять беспилотные авиационные системы будут дотационными. Потом всё изменится, — полагает он.

Участники выставки надеются на создание не только полностью автономных летательных аппаратов, но и наземных роботизированных станций погрузки, позволяющих задействовать БПЛА круглосуточно без участия человека.

Выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В этом году свою продукцию на NAIS представили более 140 компаний из России, Белоруссии, Китая и Ирана. Одним из основных событий стала презентация турбовентиляторного двигателя ПД-8 для импортозамещенных лайнеров SJ-100.

Читайте также
Прямой эфир