Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Сенат США одобрил закон о продлении финансирования правительства до 30 сентября
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Наука и техника
Корабль Crew Dragon с российским космонавтом Песковым стартовал к МКС
Политика
Медведев отверг призыв Великобритании к перемирию на Украине без условий
Мир
Землетрясение магнитудой 4,7 зафиксировали у берегов Италии
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Рубио сообщил о позиции США по поводу желания Европы ввести санкции против РФ
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Мир
РФ приветствует завершение проекта соглашения о мире между Баку и Ереваном
Мир
В Белом доме заявили о «движении вперед» в переговорах по Украине
Политика
Медведев назвал гуманным подход Путина к военным ВСУ в Курской области
Происшествия
В Москве три человека пострадали из-за падения деревьев
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Происшествия
Гусев заявил о ликвидации еще по меньшей мере пяти БПЛА над Воронежской областью
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По итогам прошлого года российские автозаводы увеличили производство всех видов транспортных средств на 16,5%. При этом выпуск одних типов машин вырос, других, напротив, стали собирать меньше. У отечественного автопрома есть большой потенциал для дальнейшего роста, однако наращивание объемов выпуска во многом будет зависеть от общей ситуации на рынке, отмечают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Автопром — драйвер производства

В прошлом году российские предприятия выпустили в общей сложности 985,4 тыс. транспортных средств. Об этом говорится в отчете Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о промышленном производстве в 2024 году, опубликованном на официальном сайте ведомства. Этот показатель на 16,5% выше результатов позапрошлого года.

АвтоВАЗ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

В частности, отечественные автозаводы произвели 756 тыс. легковых автомобилей — на 39,2% больше, чем годом ранее. Выпуск грузовиков увеличился на 8,2%, до 194 тыс. единиц. В сегменте автобусов ситуация неоднозначная: сборка моделей полной массой более 5 т выросла на 12,5%, до 15,5 тыс. штук. А вот производство небольших автобусов (полной массой до 5 т), напротив, сократилось. Их было произведено 19,9 тыс. штук, что на 13,9% меньше, чем в позапрошлом году.

Лидером по производству легковых машин стал АвтоВАЗ, с конвейеров которого в прошлом году сошло 525,5 тыс. автомобилей. Среди производителей грузовиков первое место занимает КамАЗ, по итогам 2024 год собравший 54,6 тыс. единиц коммерческой техники. В сегменте автобусов пальму первенства уверенно удерживает бренд ПАЗ. Объемы выпуска компания традиционно не раскрывает, однако, по данным аналитического агентства «Автостат», в минувшем году было продано более 8 тыс. «пазиков».

Анализ данных Росстата показал, что автопром наряду с другими секторами (например, производством продукции из металла, а также выпуском компьютеров, электронных и оптических изделий) является одним из драйверов всей российской промышленности.

Завод автобус
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Высокие показатели обеспечиваются в том числе накопительным эффектом за счет набранных темпов в предыдущие периоды, а также традиционным увеличением объемов производства к концу года, в том числе в целях исполнения обязательств по ранее заключенным контрактам, — сообщили в пресс-службе Минпромторга.

Важную роль как для развития промышленности в целом, так и для производства транспортных средств в частности играет выстроенная система кооперации участников рынка, отметили в ведомстве. Благодаря этому они могут спрогнозировать номенклатуру продукции и ее объемы, которые будут востребованы в долгосрочном периоде, подчеркнули в Минпромторге.

Новые производства

В минувшем году в России было перезапущено несколько ранее остановленных автозаводов. Так, на бывшем предприятии Nissan под Санкт-Петербургом началось производство кроссоверов бренда Xcite. В Ленинградской области компания АГР в конце прошлой зимы приступила к выпуску автомобилей марки Solaris. Кроме того, осенью Sollers запустил выпуск грузовиков в Ульяновске и производство автобусов во Владивостоке.

Завод автомобилей
Фото: РИА Новости/Игорь Самойлов

Помимо перезапуска автозаводов в течение прошлого года на конвейерах уже работающих предприятий появились новые модели. Например, весной АвтоВАЗ начал в Ижевске сборку универсалов и фургонов Lada Largus, а осенью в Тольятти стартовало производство Lada Aura. Также осенью на заводе Haval в Тульской области начался выпуск компактного кроссовера H3. В 2024 году компания Evolute начала выпуск в Липецкой области электромобилей i-Sky и i-Jet, а также гибридов i-Space, а в Калужской области стали собирать автомобили Citroen.

Новые модели и производства появятся и в нынешнем году. Так, в Липецке недавно уже начали выпускать гибридные автомобили Voyah. В ближайшее время в Калужской области начнется сборка кроссоверов Haval M6. На лето запланирован серийный выпуск грузовиков «БАЗ» под Санкт-Петербургом. Кроме того, в первом полугодии на конвейер АвтоВАЗа встанет показанная в прошлом году Lada Iskra. Также в течение года ожидается запуск производства электромобиля «Атом» и еще одного кроссовера на автозаводе «Москвич».

Производство зависит от рынка

Российский автопром, несомненно, обладает хорошим потенциалом для дальнейшего наращивания объемов выпуска всех типов транспортных средств, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Однако возможность увеличения производства отечественными предприятиями напрямую зависит от общей ситуации на авторынке, подчеркивают они.

— Собрать какое-то дополнительное количество автомобилей не самая большая проблема. Это под силу практически всем нашим автозаводам. Главный вопрос, что потом делать с этими машинами. Никто не будет работать «на склад». Поэтому увеличение объемов производства автомобилей напрямую связано со спросом на них. Если продажи будут расти, то и российские предприятия без особого труда смогут дать рынку необходимое число дополнительных машин. Но если продажи замедлятся, то и ожидать увеличения объемов выпуска автомобилей в нашей стране не стоит, — заявил «Известиям» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Он отметил, что определенные перспективы могут быть в сегменте легковых автомобилей. Что касается грузовой техники, то здесь увеличение объемов выпуска маловероятно, поскольку даже по итогам прошлого года спрос на грузовики сократился, напомнил эксперт. Спрос на автобусы в значительной степени зависит не столько от рынка, сколько от объемов финансирования программ обновления парка в регионах. Если они увеличатся, то и производство автобусов также будет расти, заявил Максим Кадаков.

Рынок оказывает непосредственное влияние на производство машин внутри страны, согласен генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков. При этом сам рынок наполняется за счет двух источников: ввезенных и выпущенных в России автомобилей, подчеркнул он.

— Мы видим, что сейчас все усилия направлены на то, чтобы это соотношение больше сместилось в сторону именно локализованных моделей. И если на рынке этот баланс переместится к автомобилям, собранным на российских предприятиях, не исключен вариант, при котором даже при сохранении нынешних объемов продаж новых машин выпуск автомобилей в России может увеличиться, — считает Сергей Целиков.

Читайте также
Прямой эфир