Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Если посмотрев посмотрев этно-оперу «Князь Владимир» часть зрителей придут в церковь, это будет главным подарком для Игоря Матвиенко. 6 февраля народному артисту России 65 лет. Юбилей он отметит 5 и 6 февраля на сцене Государственного Кремлевского дворца. К знаменательной дате приурочена премьера «Князя Владимира», материал которого композитор писал десять лет. В главной роли дебютирует SHAMAN. Сам юбиляр выйдет в образе злодея Одина Ганграда. Его антогониста сыграет народный артист России Николай Расторгуев. О труде всей жизни, юбилейной лихорадке и панических атаках Игорь Матвиенко рассказал «Известиям» накануне премьеры.

«Когда загримировали Николая Расторгуева, передо мной стоял вылитый Карл Маркс»

— Вы пригласили для участия в опере самых популярных исполнителей — SHAMAN играет Князя Владимира, а Николай Расторгуев — его подручного Федора. Как вам удалось убедить народного артиста ступить на тонкий лед эксперимента?

Николай Расторгуев, на самом деле, очень любит экспериментировать. Особенно во всем, что связано с кино, театром. Поэтому, когда я ему предложил, не думал, что он скажет — «это не мое». Он с радостью согласился. И потом, Федор в нашей опере — образ собирательный. А так как князь у нас молодой и неопытный, то рядом должен быть наставник. Федор вместе с Владимиром проделывает путь из варяга в первые христианские мученики. Ну и потом, он антагонист Одину Ганграду, фантастическому персонажу.

SHAMAN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Вы как раз играете в спектакле Одина. Художники придумали вам зловещий грим. Вы участвовали в создании визуального образа?

— Я ничего не советовал, просто отпустил бороду. Оказалось, зря. Потому что когда клеят искусственную на свою, потом два дня нужно это отдирать клочьями. На себе почувствовал, что такое депиляция.

— Вам нарисовали черные глаза, чтобы было видно из последнего ряда Кремля?

— Нет. Помню, когда была презентация отрывков «Князя Владимира» на «Тавриде» (Арт-кластер. — Ред.), я вышел в этом образе на сцену. SHAMAN напротив. Я смотрю на него, а он глаза опускает. А после говорит: «Я не могу смотреть вам в глаза в этом гриме. Что-то меня угнетает». — «Терпи, брат».

Когда я увидел, как загримировали Николая Расторгуева, передо мной стоял вылитый Карл Маркс. Такой вдохновленный сразу. Полностью поменялся человек.

SHAMAN и Николай Расторгуев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Пришлось переделать?

— Что-то осталось. Есть у персонажа Николая какая-то историческая глубина. Даже сама фамилия Расторгуев, будто «оттуда».

— А на кого похож SHAMAN?

Когда первый раз Ярослава загримировали, я подумал, что он удивительно похож на кого-то рокера, будто из группы «Ария». Но Ярославу самому очень нравится. Он в образе Владимира гораздо старше, мужественнее, брутальнее.

«Входит SHAMAN, и вдруг у всех детей случилась истерика»

— ВЦИОМ провел опрос и выяснилось, что 38% респондентов считают SHAMAN самым популярным артистом в нашей стране. А в США кумиром с армией поклонников остается Тейлор Свифт. У нее самая большая подписная аудитория. Как вам кажется, в чем сила этих артистов? Можно ли их сравнивать?

— Что касается Тейлор Свифт, я потом немножко освобожусь и послушаю ее. Мне очень интересно посмотреть на феномен этой артистки, почему она стала таким идолом. Ну, просто по песням непонятно.

— Слабенькие?

— Нет, хорошие крепкие песни, но просто таких песен полно вокруг. Та же Ариана Гранде. Поэтому ничего не могу сказать про тейлоризацию или свифтоманию.

Что касается SHAMAN, я прекрасно понимаю почему он стал народным героем.

— Почему?

— Потому что было 22 февраля 2022 года, когда полностью поменялся мир. Владимир Владимирович объявил, что в состав России входят ДНР и ЛНР. Именно в этот момент ничего не подгадывая, Ярослав выпустил свою песню «Встанем». Почему-то ему «спустилась» она, родилась внутри. За всю нашу новую историю таких песен я больше не встречал. Она была написана от чистого сердца, без всякого расчета под ситуацию. А потом он добил всех композицией «Я русский», которая вышла через несколько месяцев. И он сразу улетел в космос.

шаман
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Для меня было откровением, когда мы с ним совершенно случайно оказались вместе в жюри «Детской Новой волны». В зале уважаемые люди — Лариса Долина, Дима Маликов, я. И вот входит SHAMAN, и вдруг у всех детей случилась истерика. Они хором запели «Я русский». После этого начинается шоу, и девочки 13–14 лет не смотрят на сцену, им интересен SHAMAN. Ловят каждый его взгляд.

Говорили, вот, закончится СВО и закончится SHAMAN. Не закончится. Всё. Он попал в аудиторию взрослую и детскую. А уж если он попал к детям это навсегда.

— Некоторые умные артисты говорят, надо рассчитывать на детскую аудиторию. Так взращивают своих поклонников.

— Дело в том, что вообще шоу-бизнес рассчитан на подростков. Потому что после двадцати нормальный человек уже не должен обращать внимание на артистов, на песни. У него начинается взрослая жизнь: работа, семья и так далее. Именно тинейджерский возраст и позволяет создать своих героев, кумиров. Конечно, они потом идут с артистом всю жизнь.

SHAMAN и Игорь Матвиенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Шоу-бизнес разделился на два лагеря. Одни поддерживают, а другие отрицают присутствие SHAMAN. Может, он вне шоубиза?

— Он, безусловно, в шоу-бизнесе. Дело в том, что он явление, причем такое, что к нему очень полярное отношение. Или его любят и принимают, либо прям терпеть не могут, считая, что это всё креатура. Условно говоря, вот кто-то любит «Любэ», а кто-то не поклонник их творчества. А с SHAMAN другое. Я наблюдаю или полнейшее невосприятие, или, наоборот, любовь бесконечную.

— В чем загадка артиста? Может дело в песнях? Вы, как автор, оцените?

— SHAMAN эпатажный. Он на сцене ведет себя как рокер: кожаные штаны, все его примочки чисто рокерские, да и музыка такая. Я был на концерте в его родном городе Новомосковске. К нему на выступление пришли девушки в платьях в цветах триколора. Как они там отплясывали!

SHAMAN вывел патриотику на совершенно иной уровень. Я его сравниваю с «Любэ». Они поют «От Волги до Енисея», поют про березки, это что-то глубинное природа, Россия. А SHAMAN устремлен вперед — «Я русский»! Атакует.

— Теперь песни, которые вы писали для «Любэ», и композиции SHAMAN будут изучать в школе. Как вы отнеслись к этой новости?

— Честно, очень двоякое к этому отношение. Некоторые вещи, которые дают в школе, не принимаются. Меня было не заставить читать классику. Может, конечно, мне не повезло с педагогом по литературе. Боюсь, как бы не было отторжения и с песнями. Когда тебе что-то навязывают, это не хочется принимать. Тем более подростки должны пройти период отрицания.

Это как был период увлечения кей-попом. Или раньше теми же эмо. Ну прошло всё. Сейчас — кошечки-собачки. И это пройдет.

«Знаешь, Коля, всё-таки лучше тебя этих песен никто не спел»

— В феврале 35 лет отметит «Любэ». Готовится трибьют. Разные артисты споют песни группы. Кто потянет репертуар «Любэ»?

— Кстати, очень интересный вопрос. Я слушаю практически всё, что делают артисты к трибьюту. Некоторые вещи звучат совершенно неожиданно. Loc-Dog записали в лирической аранжировке «Всё зависит от Бога и немного от нас». Я знал, что есть такая группа, но, когда послушал, как они интерпретировали знакомую для меня мелодию, очень красиво, мягко понял, что они гениальные чуваки. Гарик Сукачёв записал в своем стиле «Станция Таганская». Мне всё понравилось.

Тем не менее, Николаю Расторгуеву я сказал: «Знаешь, Коля, всё-таки лучше тебя этих песен никто не спел».

— Какое из событий вашей жизни вы считаете переломным? Что изменило вашу судьбу навсегда?

— Я считаю, что это произошло, когда меня не взяли в музыкальную школу. Если бы меня приняли, мы бы сейчас с вами здесь не сидели.

Мне было лет девять, это достаточно поздно для музыкальной школы, но мама отвела меня туда. Я сдал какие-то экзамены и маме сказали: «Не мучайте мальчика. У него абсолютно отсутствует слух. Пусть идет играть в футбол». Этому я несказанно обрадовался. Но мама привела меня к директору музыкальной школы имени Стасовой. Та посоветовала позаниматься с педагогом годик, а потом приходить. Мол, всё равно для начала музыки это уже поздно, мальчик ничего не пропустит. Так я попал к дирижеру Александру Абовичу Капульскому. Своим педагогическим опытом, любовью, он увлек меня. Дальше я не в какую музыкальную школу не пошел, музыку изучал с ним.

шаман растргуев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Мне очень хотелось играть в футбол, в хоккей. Но, тем не менее, приходилось заниматься, играть гаммы, арпеджио. А это жутко скучно. Но я втянулся и понял, что пойду в музыкальное училище и буду музыкантом.

— А когда вы почувствовали, что созрели для педагогической карьеры? У вас есть Академия музыки. Что заставило вас делиться опытом?

В какой-то момент я понял, что больше не хочу продюсировать, создавать новых артистов, участвовать в хит-парадах. Когда ты всё это уже прошел, нормально, что с возрастом ты должен заниматься детьми, как Игорь Яковлевич Крутой в своей академии, либо просто передавать опыт взрослым людям.

У нас преподает вокал Юлия Бужилова, которая у меня была на первой «Фабрике звезд». Очень талантливая артистка, которая не стала заниматься своей карьерой, а стала педагогом.

Игорь Матвиенко
Фото: пресс-служба этно-оперы «Князь Владимир»

— Ваша академия — частный проект. Вам не хочется изменить статус и стать подведомственным государственным бюджетным учреждением?

С одной стороны — я хочу, с другой — побаиваюсь. Потому что всё-таки это ответственность, отчетность. Я пытаюсь найти некую форму сотрудничества с государством. Мне не очень нравится, что любой человек может прийти, заплатить деньги и тратить на эту энергию педагогов.

— Вас смущает отсутствие дарования?

— Да. Моя академия — это не про деньги. Я даже в ноль не выхожу, скорее в минус. Это для меня — передача опыта.

Мы получили грант от Президентского фонда культурных инициатив. И на него я набирал талантливую молодежь — продюсеров, композиторов, исполнителей. Вот это было интересно. Певица MIRAVI у нас училась когда-то. Она была народницей, а потом позанималась с педагогами академии и поняла, что должна двигаться в другом направлении. Ряд музыкальных продюсеров работают в нашем студийном комплексе. Он самый большой в стране. Это некая творческая лаборатория.

Мне бы хотелось сотрудничать с государством, чтобы получать субсидии на обучение талантливых людей. Вот в таком качестве я готов работать.

Игорь Матвиенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Раньше путь к успеху артистам давался трудом, потом и кровью. А сейчас можно записать ролик для соцсетей и стать известным. И даже есть вероятность, что тебя позовут федеральные каналы, потому что твоя аудитория порой больше, чем телеаудитория. Это заслуженная слава?

— Ну, во-первых, человек, у которого несколько миллионов подписчиков, не просто так это сделал. Для этого должен быть талант, энергетика, желание что-то донести. Пусть даже это какие-то мемы, шуточки, всё равно. Если это цепляет, значит у тебя внутри что-то есть, а это для артиста очень важно. Та же Mia Boyka или Лера BEARWOLF. Все они начинали с аудитории в какой-то соцсети. Они мне очень нравятся.

«Мало кто знает, что Григорий Лепс гениальный барабанщик»

— Важно, чтобы у артиста было музыкальное образование?

— Смотря, у какого артиста. У Николая Расторгуева нет музыкального образования, но вся жизнь его — музобразование: игра в ресторанах, выступления в клубах, гастроли и так далее. Всё это практика, через которую артист получает огромный опыт.

Мало кто знает, что Григорий Лепс — гениальный барабанщик. Именно поэтому он поет так, что каждое слово, слог в песнях у него точно выверен, как барабанный бит. Поэтому когда он это исполняет, это вставляет. У него это очень ритмично, с драйвом происходит.

— Поэтому у Григория Лепса руки ходят ходуном?

— Конечно. Это всё внутренняя энергия барабанщика.

— Свой юбилей вы отметите на сцене Кремля, играя Одина в «Князе Владимира». Обычно торжества на таких серьезных площадках — удел ваших подопечных. А какие чувства вы испытываете?

— Каждый юбилей испытываешь одно чувство — жуткий страх. Хорошо, что нет панических атак.

— Столько лет в шоу-бизнесе и страх?

— Ну, послушайте, мы же все жесткие интроверты. Вот сейчас с вами передо мной стоит пять человек. Мне уже немножко не по себе. А уж когда шесть тысяч зрителей в Кремлевском дворце! Потом еще поздравления. И с каждым поговори. А до этого — два сумасшедших дня: звонки, параллельно репетиции, решение организационных вопросов. От такого юбилея еще неделю отходить буду.

— Некоторые на день рождения дарят не подарок, а деньги на него. Куда бы вы потратили их?

— Я бы их пропил. (Смеется.) Недавно на Совете по культуре выступал Артем Демидов, глава Общества по охране памятников. Он рассказал про разрушенные в Курской области во время вторжения ВСУ объекты культурного наследия, монастыри, храмы. И когда он говорил, я понял, что хочу в подарок на день рождения. Созвонился с врио губернатора Александром Хинштейном, и он оперативно сработал, открыл счет для перечислений на разрушенные памятники Курской области. Своим близким и всем, кто придет ко мне на день рождения, я отправил реквизиты и написал, что прошу по мере возможностей отправить деньги не мне, а в Курскую область.

— «Князь Владимир» — ваш сценический дебют в опере. Но не так давно вы еще и впервые снялись в кино. В сериале «Плевако» вы сыграли Петра Ильича Чайковского. Каково это?

— Ужасно. Дело в том, что я не просто сыграл, мы поменялись с Сергеем Безруковым. У меня был песенный конкурс «АвторА!». Самое сложное было, чтобы звезда спела песню начинающего автора. Договориться с артистами очень тяжело. Я попросил Сергея Безрукова принять в проекте участие. А он меня попросил сыграть у него в сериале Чайковского. Вот так мы поменялись.

конкурс «АвторА!»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Я ужасный Чайковский. Я вообще не Петр Ильич. По характеру я, скорее, Мусоргский. Это мой любимый композитор. Хотя, я столько не выпил за свою жизнь, как Модест Петрович.

В кино я понял, что такое, когда дилетант снимается с хорошей актрисой (Мария Смольникова), которая на тебя смотрит с такой любовью. Прекрасная партнерша. Мой текст был написан прямо в ее глазах. Я смотрел на нее и пытался что-то говорить: «Голубушка, третьего дня я встретил вашего супруга...» Ужасно волновался. Сериал я так и не посмотрел. Терпеть не могу смотреть на себя в телевизоре. Сыграть Одина и петь — это другое. Ну, не мое это, кино. Никогда больше.

— После премьеры в Кремле «Князь Владимир» покажут в Санкт-Петербурге. 26 февраля этно-оперу увидят на Ледовой арене.

— Да, я буду петь на стадионе, как старый рокер с молодыми рокерами Ярославом и Колей. Мне бы очень хотелось, чтобы молодежь оценила.

шаман
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Так вы можете привить вкус к опере у молодежи. Сначала придут на стадион, а потом в Большой театр.

— Знаете, если, посмотрев «Князь Владимир», часть зрителей придет в церковь, это будет главный подарок для меня. В Большой театр они и так рано или поздно попадут. А вот в церковь чем раньше, тем лучше.

Читайте также
Прямой эфир