
Не подать руку помощи: США передумали финансировать Центральную Азию

Американское Агентство по международному развитию USAID (деятельность организации прекращена и запрещена в РФ) остановило работу. В частности, это коснулось стран Центральной Азии, в которых в последнее время активизировались США и ЕС. На протяжении 30 лет государства региона получали деньги на социальные, образовательные, медиапроекты, а также на здравоохранение. На этом фоне усилить свое влияние могут РФ и Китай, которых западные страны так долго старались вытеснить из региона. Подробности — в материале «Известий».
Червивое яблоко
«Мы в процессе ликвидации Агентства по международному развитию США USAID. Это не червивое яблоко, а просто комок червей... Яблока нет, поэтому избавиться нужно от всего», — заявил руководящий ведомством по повышению эффективности американского правительства (DOGE) Илон Маск.
По его словам, USAID не подлежит восстановлению. Ранее он обвинил агентство в финансировании разработок биологического оружия, а также стало известно, что руководители службы безопасности USAID отказались предоставлять секретную информацию ведомству Маска.
Сайт и аккаунт USAID в соцсети X уже перестали работать на фоне заморозки администрацией Дональда Трампа программ помощи. Демократы обеспокоились, что президент США может передать работу агентства Госдепу или же оно и вовсе будет ликвидировано в качестве самостоятельного ведомства. По их словам, у главы государства нет юридических полномочий для прикрытия агентства, которое финансирует конгресс, его работа жизненно необходима для национальной безопасности.
Указ о заморозке программ международной помощи USAID на 90 дней Дональд Трамп подписал еще в день своей инаугурации вместе с еще 39 указами. После этого госсекретарь Марко Рубио издал директиву, согласно которой Госдепартаменту и USAID запрещено предоставлять иностранную помощь до пересмотра программ.
Ранее около 90% иностранной поддержки от США оказывали именно эти два ведомства. Пока ясно одно — принятые меры могут свидетельствовать о создании урезанной версии USAID. Для формального упразднения необходимо одобрение конгресса, если получить его не удастся, агентство всё равно существенно сократит свою деятельность и может стать более политизированным, поскольку утратит возможность самостоятельно принимать решения.
Хотели усилиться
В Центральной Азии Агентство США по международному развитию USAID на протяжении 30 лет финансировало социальные, образовательные, медиапроекты, здравоохранение, а также программы в области государственного управления.
В последнее время США и Евросоюз активно заигрывали со странами Центральной Азии, стремясь вытеснить Россию и Китай из региона. Американские и европейские высокопоставленные чиновники и дипломаты зачастили с визитами в эти государства. До прихода администрации Трампа в Вашингтоне сообщали, что страны G7 готовы вложить в развитие инфраструктурных проектов в регионе до $200 млрд. Такую же сумму готовы были выделить США на создание новых рабочих мест в странах ЦА.
За 2023 год Вашингтон направил $6 млн на «развитие демократии в Центральной Азии», а гранты неправительственным организациям составили от $10 тыс. до $50 тыс. Также значительные средства вкладываются в поддержку лидеров общественного мнения — блогеров и журналистов.
Помощник бывшего госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу тогда заявлял, что Вашингтон «ведет важную борьбу в Южной и Центральной Азии». «Это борьба за конкуренцию с КНР, за противодействие дезинформации России и Китая и за предотвращение террористической активности», — пояснял он.
США стремились укрепить влияние в регионе с помощью так называемой мягкой силы — через распространение своих представлений о том, как должно быть устроено общество. Главными инструментами становились неправительственные организации различного рода, культурные и образовательные проекты, СМИ.
Предыдущая американская администрация обсуждала проекты, связанные с добычей и переработкой редкоземельных металлов, транспортом и логистикой, производством сельхозпродукции и чистой энергии.
Помимо этого, США и Евросоюз активно интересовались Транскаспийским международным транспортным коридором («Срединным коридором»), связывающим сети контейнерных железнодорожных грузовых перевозок из Китая в страны ЕС через Центральную Азию, Кавказ, Турцию и Восточную Европу.
Если бы государства регионы получали активные вложения со стороны США в транспортную инфраструктуру, их взаимодействие с Россией могло бы быть сведено к минимуму, и Москва рисковала потерять немалое количество грузоперевозок и других вариантов взаимодействия.
В нынешней ситуации освободившуюся после ухода USAID нишу в Центральной Азии способны занять другие игроки. В частности, КНР, которая активно инвестирует в образовательные программы региона. Россия может усилить свое влияние, расширяя культурное сотрудничество и укрепляя политические связи. Это возможно, если Москва предложит альтернативы, учитывая интересы стран ЦА.
Что думают эксперты
Младший научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров в разговоре с «Известиями» отметил, что в течение долгого времени Запад, осознавая важность сотрудничества с Центральной Азии для России, пытается склонить на свою сторону государства региона.
— Главной целью западных политиков было убедить государства ЦА начать придерживаться антироссийских санкций под угрозой вторичных ограничений, которыми запугивали страны региона. При этом Запад так и не смог добиться полного разрыва связей России и Центральной Азии. Напротив, торговые отношения только растут, — пояснил политолог.
Профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев в беседе с «Известиями» отметил, что по линии USAID страны Центральной Азии получали финансирование по очень многим направлениям, включая экономические, политические и те, которые касаются социальных проектов.
— Финансирование со стороны США всегда было очень серьезно идеологически нагружено. Это социальная и политическая сфера. Финансирование касалось ограниченной группы людей в странах региона, поэтому нельзя сказать, что изменение вызвало какую-то реакцию у населения. Только у тех, кто был связан с этой помощью либо занимается изучением политических и социальных процессов, — считает собеседник.
По его словам, пока непонятно, что будет дальше с агентством USAID.
— Замены тут быть не может, потому что есть идеологическая нагруженность. Она достаточно серьезно конфронтирует с политикой России и Китая, — подчеркнул эксперт.
Специалист добавил, что ни КНР, ни РФ так поступать не будут, потому что это не соответствует их представлениям.
— Если эти тенденции в США сохранятся или станут нарастать, то данный сегмент поддержки будет очень серьезно трансформироваться. Экономические связи стран региона с Китаем и Россией фундаментальны. Даже те санкции, которые накладываются на Россию, хотя и оказывают влияние, но эффект от них точечный. Взаимодействие стран Центральной Азии с КНР и РФ за последние три года не ослабло. Оно немного видоизменилось, а на некоторых направлениях даже усилилось, — подытожил аналитик.