Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Лавров заявил о недоговороспособности Киева в переговорах по Украине
Мир
Захарова обвинила администрацию Байдена в использовании Украины
Мир
Кандидат в президенты Румынии предложил остановить ввоз агропродукции с Украины
Мир
В минобороны Пакистана предостерегли Индию от вторжения в воздушное пространство
Спорт
Жулину запретили ехать в Пекин на отбор к Олимпиаде-2026 вместе с фигуристами
Общество
Путин продлил до 10 сентября срок утверждения иностранцами своего положения в РФ
Армия
Российские военные освободили Каменку в Харьковской области
Мир
Премьер-министр Армении исключил разрыв отношений с Россией
Мир
В Белом доме отметили оптимизм Трампа в вопросе урегулирования на Украине
Политика
Премьеры России и Белоруссии обсудили интеграционное взаимодействие в СГ
Общество
Число госпитализированных после ДТП с автобусом под Владимиром увеличилось до 17
Общество
Сотрудники МЧС России спасли пятерых человек при пожаре на юге Москвы
Мир
Захарова обвинила Запад в принижении роли СССР в победе во Второй мировой войне
Политика
В Госдуме допустили поиск Украиной повода для отказа от перемирия
Армия
Экипажи Су-25 поразили живую силу ВСУ в зоне ответственности группировки «Юг»
Спорт
Главный тренер «Питтсбурга» российского форварда Евгения Малкина покинул свой пост
Общество
В РФ подготовили план по выявлению трудоспособных неработающих россиян
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Средняя скорость движения поездов по всей сети РЖД за год упала на 2 км/ч — с 37,6 км/ч в 2023 году до 35,7 км/ч по итогам 2024-го. Причина этого — более 400 тыс. неиспользуемых грузовых вагонов, которые скопились на путях и тормозят доставку. Это около трети всего парка РЖД. Сегодня для перевозок грузов нужно только 970 тыс. вагонов при наличии 1,38 млн, рассказали в РЖД. Как железные дороги будут решать проблему — в материале «Известий».

Почему снизилась скорость грузовых поездов

РЖД сообщило о рекордном числе вагонов, не задействованных в перевозках, которые тормозят доставку грузов. Особенно это влияет на движение грузов по лимитированным направлениям, в частности по Восточному полигону (Транссиб и БАМ), который стал «воротами» в Китай.

Постоянное наращивание парка вагонов привело к тому, что мы имеем 1,382 млн вагонов, находящихся на путях общего пользования, — рассказал заместитель генерального директора РЖД и начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.

По данным профильного Института экономики и развития ж/д транспорта, для нынешнего объема грузов в стране необходим парк в 970 тыс. штук. Таким образом, свыше 400 тыс. вагонов лишние.

вагоны
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

По словам Михаила Глазкова, они «съедают» пропускные способности железных дорог. Такого никогда не было, ни во времена Министерства путей сообщений (МПС), ни в РЖД.

Причем, по его словам, 56% излишнего парка — это полувагоны для перевозки насыпных минеральных грузов, в первую очередь угля и руды. А так как ни один километр РЖД не построен для отстоя избыточного парка, а все пути задействованы для технологических операций, то заторы из вагонов создают существенные проблемы, в особенности на направлениях с дефицитом пропускной способности. Это Восточный полигон (Транссиб, БАМ), а также северо-западное, юго-западное и южное направления.

— Мы проводили исследования и выяснили, что 50 тыс. неиспользуемых вагонов на путях общего пользования замедляют участковую скорость перевозки на 1–2 км/ч, — продолжил Михаил Глазков. — Если скорость переводить в локомотивные бригады, то получается, что необходимо 120–140 дополнительных локомотивов для перевозки того же объема груза и 600–650 бригад.

По данным РЖД, в октябре 2024-го порядка 400 пустых поездов в РФ одномоментно следовали навстречу загруженному подвижному составу, а это 39 тыс. порожних вагонов. В результате участковая скорость (она характеризует движение поездов между станциями с учетом остановок и оборота вагонов) на сети РЖД в прошлом году упала до 35,7 км/ч, как это было в 1992-м, что, естественно, влияет на экономику перевозок. Для сравнения, в 2020 году она составляла 41,6 км/ч, в 2023-м — 37,6 км/ч.

вагоны
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В конечном итоге нагрузка ложится на грузовладельца и РЖД, отметил Михаил Глазков. Усугубляет ситуацию то, что производство новых инновационных вагонов значительно превышает выбытие старых. Разница по году составляет более 50 тыс. штук, поэтому и идет рост подвижного состава на сети ж/д.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Минпромторг, операторам ж/д перевозок.

Выпуск вагонов сократился по итогам 2024 года

Как рассказал «Известиям» источник в одном из ж/д операторов, ситуация с лишними вагонами связана прежде всего с инфраструктурными трудностями — ремонтами на сети, нехваткой локомотивов и бригад.

Рост парка вагонов был заранее известен всем и соответствовал задачам государства по развитию маршрутов для отечественных экспортеров. Под них операторы инвестировали собственные и заемные средства, покупали подвижной состав. Но при этом не все оказались готовы обеспечить потребности экспортеров по вывозу их грузов, — отмечает собеседник редакции.

вагоны
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Участники рынка отмечают, что изготовленный парк вагонов стал менее востребован после переориентации логистики с запада на восток, и что с ним делать, непонятно.

По словам партнера по консалтингу NEFT Research, эксперта Александра Котова, основная причина затрудненного продвижения грузовых поездов по сети РЖД в 2024 году — нехватка тяговых ресурсов (локомотивов) и локомотивных бригад. Если проблему избыточного парка вагонов на сети РЖД удастся решить до конца I квартала 2025-го, то можно ожидать роста объемов грузоперевозок. Задействовать парк вагонов поможет и увеличение экспорта, отмечает эксперт.

Пока же для решения проблемы РЖД обязывает операторов и собственников убрать неиспользуемые вагоны в места приписки.

По письменному предписанию РЖД более 116 тыс. вагонов ушли на отстой с путей общего пользования, — отметил Михаил Глазков.

вагоны
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В планах на 2025 год — улучшение участковой скорости на 2 км/ч и увеличение погрузки на 2%, добавил он.

Сегодня есть избыточные виды подвижного состава, такие как полувагоны, нефтебензиновые цистерны, а есть дефицитный подвижной состав — минераловозы, зерновозы, бочки для перевозки метанола и так далее, то есть специализированный подвижной состав. И наше предложение состоит в том, чтобы для поддержки промышленности и вывоза предъявляемого объема груза сконцентрировать работу вагоностроительных заводов именно на изготовлении подвижного состава, который сегодня востребован, — сказал Михаил Глазков.

Это поможет сбалансировать производство и не допустить дефицита, добавил он.

Читайте также
Прямой эфир