Сегодня никто не может усомниться в том, что будущее любой страны зависит от того, какой будет молодежь. Чего она ожидает? К чему стремится? И самое главное – как вузу помочь, направить и вложить в молодых людей необходимые ценности, при этом говоря с ними на одном языке? И Татьянин день — один из поводов ответить на эти вопросы.
Современные студенты больше, чем когда-либо, осознают свою важность в обществе. Они понимают, что будущее зависит от их решений и действий, потому для них важно, чтобы их голос был услышан, а запросы учтены. И они не стесняются говорить об этом прямо и открыто. Ребята часто мне пишут в чат-бот разные вопросы и просьбы, рассказывают о своих проектах, хотят поделиться достижениями. Я стараюсь отвечать всем, советуюсь с коллегами по каким-то вопросам, потому что такое доверие — это большая ответственность. И принцип, которому мы следуем, — «главный человек в академии — студент», а значит, для них мы должны быть лучшими во всем.
Мы живем в цифровую эпоху, когда информация становится доступной буквально в одно касание. Студенты, рожденные в начале XXI века, впитали этот дух времени. Они поколение Z, которое отличается высоким уровнем цифровой грамотности, стремлением к самостоятельности и гибкостью мышления. Молодые люди не просто потребляют информацию, они ее создают, анализируют и применяют в самых разных сферах жизни. Молодежь привыкла быстро адаптироваться к новым задачам и условиям, им хочется получать знания, которые будут актуальны завтра, а не вчера. Задача вуза — готовить их к тому, какой будет мир в будущем, через 5–10 лет, когда наши выпускники начнут свою активную трудовую деятельность.
Поскольку наша экономика проживает период структурной трансформации, сегодня в образовании существует общий тренд: люди должны будут практически постоянно учиться и переучиваться в течение всей жизни. Современные студенты это прекрасно понимают, этим объясняется растущий спрос на программы переподготовки и повышения квалификации, различные онлайн-курсы.
Сейчас часто говорят о том, что много внимания уделяется подготовке инженеров, ИТ-специалистов и представителей других технических профессий. Не возникнет ли в будущем нехватка юристов, экономистов? Недостаток хороших специалистов есть всегда, вне зависимости от профессии. Сегодняшнему работодателю важно наличие практического опыта даже у начинающих специалистов, чтобы сократить время на адаптацию и быстро встроить их в рабочие процессы. И такой запрос мы постоянно получаем от наших студентов. Мы видим, что у молодежи есть сильное желание овладевать реальными навыками и применять их уже во время учебы. Поэтому с этого года все студенты академии всех направлений подготовки будут проходить практику уже с первого курса. Чтобы к моменту выпуска они уже не только знали, чем конкретно хотят заниматься, но и имели предложения о трудоустройстве.
Современные ребята — индивидуалисты. Каждый имеет свои интересы, цели и амбиции и хочет обладать уникальным набором компетенций. Поэтому еще один из ключевых запросов молодых людей — персонализированный подход в обучении. Мы стремимся сделать образовательный процесс гибким, создаем индивидуальные учебные планы, учитывающие интересы и потребности каждого студента. У нас 15% дисциплин студенты могут выбирать самостоятельно. Этот подход позволяет молодым людям развивать свои сильные стороны, углубляться в интересующие их области знаний, при этом делать это в собственном ритме. А также получить вторую квалификацию, без опасений стать невостребованным или «застрять на одной работе на всю жизнь».
Конечно же, помимо насыщенной учебы молодежи важно иметь возможность самовыражаться, развивать свой потенциал в творчестве, спорте, социальных и бизнес-проектах. Именно во внеучебной деятельности молодежь раскрывает свои таланты, учится работать в коллективе, овладевает навыками проектного менеджмента, словом, прокачивает свои гибкие навыки. Здесь также важен элемент нетворкинга. Многие студенты и выпускники отмечают, что именно благодаря участию в вузовских клубах и объединениях, конкурсах и форумах, они обрели самое большое количество полезных контактов – новых друзей, товарищей, будущих коллег или познакомились с работодателями.
Расскажу небольшую историю. Много лет у нас на складе стоял старый рояль, закрытый плотным чехлом, «чтобы не испортился». Мы решили, что рояль должен быть доступен для всех желающих, поставили его в холле, и теперь буквально всегда в одном из корпусов академии слышны звуки музыки — так наши студенты собираются мини-группами и отдыхают между лекциями и занятиями. Уже самоорганизовался небольшой оркестр из студентов и сотрудников, которые встретились благодаря роялю. И мы пошли дальше — в конце прошлого года открыли репетиционную студию для музыкантов, куда могут прийти все желающие.
Еще одним важным элементом, на который обращено повышенное внимание ребят, является современное пространство вуза и качественный сервис: комфортные учебные аудитории, научные лаборатории, зоны для самоподготовки к занятиям, коворкинги, столовые и медицинский центр. Все это не только способствует качественному образовательному процессу, но и дает уверенность в том, что вуз заботится о каждом студенте. Молодежь очень ценит свой психологический и физический комфорт.
И последнее, но не по значению: крайне полезно в вузах создавать систему обратной связи. Я уже упоминал, что молодым ребятам важно, чтобы их голос слышали и учитывали. И у этой медали две положительные стороны: студенты могут честно рассказать о проблемах, которые возникают в образовательном процессе, а вузы – найти свои проблемные точки и получить полезные идеи по развитию. Любой, кто у нас учится, может обратиться с предложением, замечанием или идеей как в свои институты и факультеты, так и напрямую ко мне. Во многом благодаря этой обратной связи мы начали изменения в вузе. И именно находясь в постоянном диалоге с молодежью можно понять их желания и устремления и сделать так, чтобы студенческие годы стали ярким стартом для успешной учебы, карьеры и жизни будущих лидеров страны.
Автор — ректор Президентской академии (РАНХиГС)
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора