Международный день памяти жертв холокоста — 27 января. Эта дата установлена в 2005 году и напрямую связана с освобождением Красной армией одного из самых крупных лагерей смерти — Освенцима (Аушвица-Биркенау) в Польше. В этом году отмечается 80-я годовщина этого события.
27 января 1945 года советские солдаты вошли в лагерь, почти полностью уничтоженный нацистами при отступлении. Несмотря на все попытки надзирателей спрятать улики — как оставшихся в живых узников, так и документы и орудия убийства, — Освенцим стал одним из главных свидетельств геноцида и бесчеловечных преступлений фашизма.
Военные медики, уже обладавшие опытом выведения людей из длительного голода после снятия блокады, смогли сделать так, чтобы почти уже неживые пленники лагеря реабилитировались и смогли продолжить жизнь.
Спустя 80 лет уже нет большинства свидетелей. Почти все преступники, которые могли быть наказаны, получили свое наказание. Поэтому сегодня наша обязанность — сохранять память и не только чувствовать боль, страх, оцепенение от ужасающих фактов, но еще переосмыслять опыт прошлого и учиться через него.
Выживших в концентрационных лагерях можно разделить на несколько групп: были те, кто ушел в апатию и растворился в своей травме, кто жил мечтами отомстить своим мучителям, но были и те, в ком жизнь поддерживалась стремлением построить другое, счастливое будущее.
Немецкому философу Теодору Адорно принадлежит известная фраза: «Писать стихи после Освенцима — варварство». Наверняка многие, кто пережил холокост и выбрал путь созидания, могли бы сказать: «Варварство — не писать стихов».
Одними из самых поражающих вещей в воспоминаниях бывших заключенных концлагерей являются их любовь к жизни и миру, умение радоваться мелочам и видеть красоту, проявлять человечность в бесчеловечных условиях. Как им удавалось тянуться к добру, когда вокруг было столько зла? Как они смогли вернуться к мирной жизни, вырастить новое поколение и примириться с прошлым? Вероятно, у каждого есть свой ответ на этот вопрос. Но были люди, которые не только нашли путь к душевному исцелению, но и смогли помочь очень многим справиться с внутренними проблемами, страхами и отчаянием уже в другое, мирное время.
Виктор Франкл, известный психолог и создатель логотерапии, считал, что у каждого человека и у каждой ситуации в жизни есть смысл. Нужно лишь научиться его находить. Этот подход помог самому Франклу не только пройти через все ужасы концентрационных лагерей, но и поддерживать других заключенных. К моменту депортации в Терезиенштадт в 1942 году Виктор Франкл уже являлся успешным практикующим психологом.
После войны он напишет всемирно известную книгу «Сказать жизни «Да», где поделится своей личной историей выживания и даст оценку поведению человека в экстремальных ситуациях. Он подмечал важную особенность: «Наибольшие шансы выжить имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто во всем искал высший смысл и находил его даже в страдании».
Франкл предугадал главную опасность ХХ века — потерю смысла жизни. Люди послевоенного времени и новые поколения будут бороться с депрессией, учиться принимать смертельные диагнозы, пытаться сохранить семью или простить себя за ошибки. Франкл спасал людей, утверждая: «У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь».
Тема выбора и свободы также легла в основу метода другого известного психолога, идейного последователя Франкла — доктора Эдит Евы Эгер. В подростковом возрасте она прошла концентрационные лагеря и через долгий путь самотерапии, попыток пережить и отпустить прошлое, избавиться от вины выжившего, она смогла подарить надежду и исцеление многим своим пациентам.
Человек не может изменить то, что с ним произошло, но, как пишет доктор Эгер в своей книге «Выбор»: «…мы можем выбирать, быть ли собственными тюремщиками или быть свободными». Выбрать второе — значит подарить миру свою любовь, поделиться с ним своей силой и изменить его, изменившись самому.
Оба психолога едины в своей позиции, что любые события даются человеку не случайно, что в них кроется ресурс для роста и развития. Вопреки статистике, холокост — это не история «некоторых категорий граждан», которые не соответствовали идеологии фашистов. Это история всего мира, в котором человеческая жизнь вдруг лишилась ценности, в котором было возможно массовое, систематизированное уничтожение людей. Сегодня у нас тоже есть выбор: быть безразличными и погрязать в ненависти или бороться с ней, помогать друг другу, быть добрее и терпимее. Этот выбор будет лучшим подтверждением того, что урок истории холокоста хотя бы отчасти усвоен.
Автор — президент Федерации еврейских общин России, основатель и генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора