Достичь объединения: в Армении в феврале рассмотрят законопроект о вступлении в ЕС


Парламент Армении готов рассмотреть законопроект о начале процесса вступления Армении в Европейский союз в первой половине февраля, сообщили «Известиям» в законодательном органе страны. Правительство одобрило документ 9 января. При этом для присоединения республики к ЕС нужно выходить из ЕАЭС, что значительно ударит по экономике Армении, утверждают эксперты. Тем не менее Ереван не намерен терять отношения и с Москвой, о чем свидетельствует визит главы МИД страны Арарата Мирзояна в российскую столицу. Есть ли у республики шансы на вступление в Евросоюз и как могут дальше складываться отношения Еревана с партнерами — в материале «Известий».
Сближение Армении с Евросоюзом
Парламент Армении может рассмотреть законопроект о начале процесса вступления Армении в ЕС в первой половине февраля, сообщил «Известиям» пресс-секретарь спикера законодательного органа Алена Симоняна Мовсес Арутюнян.
— Процесс идет в соответствии с процедурой. И, вероятно, он будет включен в повестку дня пленарных заседаний следующей четырехдневной сессии (11–14 февраля), — сказал он.
При этом парламент Армении, скорее всего, проголосует за принятие законопроекта о вступлении республики в Евросоюз, заявил 21 января глава МИД Армении Арарат Мирзоян по итогам переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в Москве. «В принятом правительством Армении законопроекте о вступлении в Евросоюз ни о каких сроках и механизмах речь не идет. Это инициатива гражданского общества, организации собрали необходимые 50 тыс. голосов, эта инициатива автоматически превратилась в законопроект, и этот законопроект будет поставлен на голосование в парламенте», — сказал Арарат Мирзоян.
Премьер-министр республики Никол Пашинян ранее говорил, что окончательное решение о вступлении Армении в ЕС может быть принято только путем всенародного референдума. При этом глава армянского правительства уточнил: законопроект не следует воспринимать как заявку на немедленное вступление в ЕС. Его основная цель — обозначить готовность Армении к практической работе по сближению с объединением.
Еще в феврале 2024-го ЕС и Ереван приняли решение начать работу над амбициозным расширением двустороннего сотрудничества. 13 января 2025 года, спустя несколько дней после одобрения уже упомянутого законопроекта, Брюссель официально принял решение начать диалог с Ереваном об упрощении получения виз, а в Европейском фонде мира заявили, что выделят Армении €10 млн помощи.
При этом стоит учитывать, что Армения — член ЕАЭС, поэтому укрепление сотрудничества с Евросоюзом вызывает закономерную реакцию Москвы. Так, еще накануне принятия законопроекта вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил, что Россия рассматривает начало обсуждения в Армении этого документа как старт выхода страны из ЕАЭС.
Также официальный представитель Кремля Дмитрий Песков подчеркивал, что совместить членство в ЕС и ЕАЭС гипотетически невозможно, а участие во втором объединении выгодно для Армении. «Здесь одно таможенное пространство, здесь одна зона свободного перемещения товаров, услуг, людей, капиталов, там другая, там другие нормы», — говорил он. Власти республики же пока не дают четкого ответа на этот вопрос. В частности, глава армянского МИДа отметил: «Говорят, что там есть противоречия. Не мне судить об этом. Если вопрос встанет в таком ключе, наверное, нужно будет посмотреть».
При этом товарооборот Армении со странами ЕАЭС в январе–августе 2024 года составил более $9 млрд, что в два раза больше аналогичного показателя 2023 года. Выход из ЕАЭС нанесет тяжелый удар по экономике республики, говорит «Известиям» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
— Причем Армения должна будет выходить из ЕАЭС, не имея никаких гарантий и сроков касательно вступления в ЕС. И как она собирается проходить этот путь в неизвестное количество лет, я не знаю и думаю, что в республике этого тоже никто не знает, — пояснил эксперт.
Помимо того, у Армении просто нет шансов стать членом ЕС, уверен он. Как минимум потому, что сейчас статус кандидата уже есть у Грузии, Украины и Молдавии. И вряд ли Армения, которая еще не получала такой статус, может рассчитывать на присоединение к союзу до того, как будет решен вопрос с Тбилиси, Киевом и Кишиневом.
— Представить ситуацию, когда всех кандидатов оставят за дверью, а Армению возьмут в союз, сложно, — резюмировал эксперт.
Как стремление Армении к Западу повлияет на отношения с Россией
Нынешнее сближение Армении и ЕС происходит на фоне осложнения российско-армянских отношений после того, как Азербайджан полностью взял под контроль Нагорный Карабах. У Еревана значительно охладились отношения с ОДКБ, а в феврале 2024-го Армения и вовсе заморозила свое участие в организации, а также отказалась от выплаты членского взноса. Более того, вероятность того, что она вернется к активному участию в Организации Договора о коллективной безопасности в 2025 году, остается низкой, говорится в докладе службы внешней разведки Армении. Но при этом страна не заявляла о намерении покинуть ОДКБ, уточнил 23 января Дмитрий Песков.
Республика приняла решение о заморозке из-за того, что ОДКБ якобы не оказала ей должную поддержку и не защитила Нагорный Карабах в конфликте с Баку в 2020 и 2023 годах. Москва же неоднократно подчеркивала, что суверенитет Нагорного Карабаха не признал ни один из участников военного блока, включая саму Армению. К слову, в 2022-м Пашинян сам подписал Пражское заявление, согласно которому Ереван, по сути, признал суверенитет Баку над всей территорией бывшей Азербайджанской ССР в границах на момент распада СССР, то есть с Нагорным Карабахом в его составе. В этом контексте конфликт воспринимался РФ как внутреннее дело Азербайджана, что, соответственно, не влекло запуск механизма о коллективной безопасности.
Кроме того, в ОДКБ у Еревана осложнились отношения не только с Москвой, но и с Минском после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко посетил Азербайджан и, в частности, перешедший под контроль Баку Карабах. А после переговоров с Ильхамом Алиевым он сказал журналистам, что обсуждал с азербайджанским руководством возможность победы в войне с Арменией 2020 года еще до ее начала. Также Лукашенко назвал ту войну освободительной.
В поисках нового гаранта безопасности Ереван принял курс на сближение не только с Брюсселем, но и с Вашингтоном. 14 января США и Армения подписали хартию о стратегическом партнерстве. Республика стала единственной страной в южнокавказском регионе, с кем у Штатов будет действовать подобное соглашение. В ноябре США приостановили стратегический диалог с Грузией.
Но стоит отметить, что новое соглашение носит скорее политический характер — серьезных обязательств перед Ереваном Вашингтон брать на себя не собирается. Документ предполагает, что Армения будет получать помощь от США в военных и экономических реформах, но это не означает прямого вмешательства американской армии в возможный конфликт. Иными словами, соглашение не подразумевает предоставление Армении гарантий безопасности на том же уровне, который имеется, к примеру, между США и Израилем.
Стоит учитывать, что в Гюмри и Ереване с 1995 года располагаются два гарнизона российской военной базы. Согласно договоренностям от 2010-го, она будет находиться на территории республики до 2044-го. Сейчас, учитывая все прозападные действия Армении, тенденция на охлаждение отношений с Москвой будет не только сохраняться, но и углубляться, считает заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов.
— Но пока мы видим желание армянского руководства усидеть сразу на нескольких стульях, и визит Арарата Мирзояна в Москву 21 января подтверждает, что Армения пытается сгладить те неприятные моменты, которые появились в двусторонних отношениях, — говорит эксперт.
К слову, о важности взаимодействия с Москвой заявил и сам Мирзоян во время визита. «Важным компонентом нашего сотрудничества, партнерства, безусловно, является экономика, где мы наблюдаем устойчивый положительный эффект, который благоприятно сказывается на развитии торговых отношений», — сказал он.