
Расход и выход: как РФ будет покрывать рекордный с 2020-го дефицит бюджета

Минфин предварительно оценил дефицит федерального бюджета за 2024 год в 3,5 трлн рублей, или 1,7% ВВП. Недостача оказалась рекордной с 2020-го, когда разрыв между доходами и расходами достиг 4,1 трлн. Опрошенные «Известиями» эксперты полагают: несмотря на то что властям уже третий год подряд приходится гасить высокий дефицит бюджета, наращивая госдолг, размер заимствований всё еще находится на безопасном уровне — 14,5% ВВП. Прогноз по недостаче власти пересматривали несколько раз, однако итоговый показатель превысил все оценки, но остался в пределах ожидаемых показателей. Как дефицит бюджета влияет на инфляцию и что будет с показателями в этом году — в материале «Известий».
Федеральный бюджет в 2024 году — доходы, расходы, дефицит
Федеральный бюджет в 2024-м сложился с дефицитом в 3,5 трлн рублей, или 1,7% ВВП, — такую предварительную оценку исполнения финансового плана привел Минфин. Окончательный итог ведомство подведет весной, но, как правило, цифра практически не отличается от январской. Недостача в прошлом году превысила показатель 2023-го (3,2 трлн) и оказалась рекордной с 2020-го, когда разрыв между доходами и расходами достиг 4,1 трлн.
Первоначально закон о бюджете на 2024-й предусматривал гораздо более низкий дефицит — в 1,6 трлн, или 0,9% ВВП. Весной власти скорректировали основные параметры финансового плана и повысили оценку недостачи до 2,1 трлн (1,1% ВВП). Осенью Минфин снова изменил прогноз, увеличив его до 3,3 трлн (1,7% ВВП). В результате итоговый разрыв в доходах и расходах оказался выше почти на 200 млрд, однако остался в пределах ожидаемых 1,7% ВВП.
— По сравнению с изначальными параметрами закона о бюджете фактические расходы оказались выше на 10%, доходы — на 5%, а дефицит увеличен вдвое. В то же время в отношении к ВВП дефицит (1,7%) по международным стандартам остается на низком уровне, — отметила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Рост расходов обусловлен чрезвычайной потребностью в финансировании закрытых статей бюджета на фоне устойчиво высокой инфляции, опережающего роста импортного сырья, машин и оборудования, отметил кандидат экономических наук Андрей Бархота.
По данным Минфина, поступления в бюджет в прошлом году по сравнению с 2023-м увеличились на 26%, до 36,7 трлн. Такая динамика наблюдается как по нефтегазовым, так и по несырьевым сборам.
— Нефтегазовые доходы выросли благодаря росту стоимости российской нефти (средняя цена в 2024-м составила $68 за баррель против $63 в 2023-м) и ослаблению курса рубля (в 2024-м в среднем доллар стоил 92,4 рубля, а в 2023-м — 84,7 рубля). В бюджете предполагались менее оптимистичные (для налогообложения экспортеров) варианты: Urals — за $70 за баррель, а доллар — 91,2 рубля, — объяснила Ольга Беленькая.
Расходы же, по предварительной оценке в прошлом году, увеличились на четверть, до 40,2 трлн. Часть из них в конце года была направлена на авансирование отдельных трат в 2025-м. Как объясняет Минфин, такой шаг позволит более гибко управлять деньгами. Согласно финансовому плану, большая часть средств казны была потрачена на оборону и безопасность, социальную политику, национальную экономику и достижение технологического суверенитета.
Как власти покрывают дефицит бюджета
Корректировка параметров казны в течение года — это нормальная практика, в особенности когда экономика подвержена постоянному воздействию внешних шоков, отметил научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии Владимир Еремкин. Основные причины превышения планового дефицита — наращивание госрасходов и инфляция. Рост цен особенно ускорился во втором полугодии — до 9,5% к концу 2024-го.
Тем не менее пока размеры дефицита бюджета опасений не вызывают. Его относительная величина в сравнении с ВВП (1,7%) не представляет существенных рисков для устойчивости экономики. Например, в США в последние годы показатель составляет более 6%, подчеркнула доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Алла Чалова.
У властей есть несколько вариантов, как закрывать недостачу бюджета. Чаще всего для этого заимствуют деньги на внутренних или внешних рынках, берут отложенные резервные средства, продают госимущество или повышают налоги и сборы.
Минфин в основном финансирует дефицит за счет размещения облигаций федерального займа (ОФЗ), напомнил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Однако сейчас, по его словам, не самое выгодное время для заимствований на внутреннем рынке, так как из-за жесткой денежно-кредитной политики ставки высокие — проценты затем придется выплачивать держателям.
По данным Минфина, за 11 месяцев 2024-го внутренний госдолг РФ вырос с 20,8 трлн до 21,7 трлн рублей, то есть на 4%. Внешние же обязательства снизились с $53,3 млрд до $52,1 млрд — на 2%. Таким образом, на декабрь задолженность России в рублях составила почти 27 трлн (исходя из курса ЦБ на 21 января 99,7 рубля за доллар).
— Минфин считает безопасным уровень госдолга в размере 20% ВВП и планирует удерживать его в этих пределах до 2030 года. Сейчас же он соответствует 14,5% ВВП. Поэтому рисков для экономики нет. Однако в случае усиления санкционного давления на РФ доходы бюджета будут снижаться, а дефицит и, соответственно, заимствования — расти, — полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Сколько денег осталось в ФНБ
Минфин использовал средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в пределах 1,3 трлн для покрытия недостачи, напомнила Ольга Беленькая из ФГ «Финам». Это привело к снижению его ликвидной части до 3,8 трлн в начале 2025-го. Однако фактически расходы из ФНБ совпали по размеру с дополнительными нефтегазовыми доходами, которые как раз и зачислялись в «кубышку». Но в итоге сбережения государства всё равно снизились, так как помимо погашения недостачи деньги направлялись и на другие проекты, например инфраструктурные.
Такие траты повышают риски исчерпания ликвидной части ФНБ, оценила Алла Чалова из РЭУ им. Г.В. Плеханова. Однако, по ее словам, Минфин прогнозирует пополнение фонда в 2025-м на 1,5 трлн за счет дополнительных нефтегазовых доходов.
— Дефицит казны — сильный проинфляционный фактор. Формируя бюджет с недостачей, государство стремится простимулировать экономику. При этом оно выходит на рынок заимствований и тратит средства из резервов. В случае России государство выпускает ОФЗ и использует средства ФНБ, что в значительной мере представляется денежной эмиссией. Особенно с учетом того, что основными покупателями госдолга остаются банки, — оценил Владимир Еремкин из Президентской академии.
Сегодня рисков для ФНБ нет, поскольку рынок нефти стабилен, продолжил эксперт. По его словам, у РФ надолго хватит запаса прочности, чтобы покрывать дефицит бюджета без урезания важных расходных статей.
В 2025-м доходы казны запланированы в размере 40,3 трлн, расходы — 41,5 трлн, таким образом дефицит составит 1,2 трлн. Как отмечает Минфин, бюджет в этом году будет сбалансирован, что поможет снизить влияние госрасходов на инфляцию, укрепить экономику и финансовую стабильность страны.
С учетом продолжающегося роста расходов на оборону, ускорения инфляции и высокой ключевой план по затратам казны в 2025-м представляется заниженным, оценила Ольга Беленькая. Впрочем, увеличится и доходная часть благодаря повышению налогов. Поэтому вполне вероятен пересмотр прогноза, резюмировала она.