Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Сенат США одобрил закон о продлении финансирования правительства до 30 сентября
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Наука и техника
Корабль Crew Dragon с российским космонавтом Песковым стартовал к МКС
Политика
Медведев отверг призыв Великобритании к перемирию на Украине без условий
Мир
Землетрясение магнитудой 4,7 зафиксировали у берегов Италии
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Рубио сообщил о позиции США по поводу желания Европы ввести санкции против РФ
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Мир
РФ приветствует завершение проекта соглашения о мире между Баку и Ереваном
Мир
В Белом доме заявили о «движении вперед» в переговорах по Украине
Политика
Медведев назвал гуманным подход Путина к военным ВСУ в Курской области
Происшествия
В Москве три человека пострадали из-за падения деревьев
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Происшествия
Гусев заявил о ликвидации еще по меньшей мере пяти БПЛА над Воронежской областью
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По отремонтированному нефтепроводу TAL черное золото начнет поступать на Кралупский и Литвиновский НПЗ уже со II квартала 2025 года, и экспорт нефти из России в Европу в очередной раз снизится. Какова дальнейшая судьба нефтепровода «Дружба» и куда Россия будет продавать излишки нефти, выясняли «Известия».

Сразу же после введения санкций в отношении России были ограничены морские перевозки нефти. Поставки в Венгрию, Чехию и Словакию велись по нефтепроводу «Дружба». Венгрия получила исключительное право на освобождение от нефтяного эмбарго в отношении России, и этой привилегией пользуется до сих пор. Более того, в середине 2022 года венгры жестко пресекли так называемый бензиновый туризм, так как бензин из российской нефти, произведенный венграми, оказался самым дешевым в Евросоюзе, напомнила руководитель проекта Tekface, эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик.

— Этот кейс показывает со всей очевидностью, что от санкций в отношении России ни одна из стран Евросоюза не выиграла. В течение нескольких лет они переплачивают за более дорогую нефть, которая торгуется с премией к Urals, — считает эксперт.

Отказ маловероятен

Чехия решила диверсифицировать закупки и будет получать дополнительную нефть из Польши, уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

— Логика Чехии скорее политическая, нежели экономическая. На территории Чехии расположен НПЗ, который принадлежит PKN Orlen. Эта польская компания будет покупать нефть для своих НПЗ и перекачивать эти объемы в Чехию, — рассказал он.

По мнению эксперта, речи не идет о полном запрете на перекачку российской нефти в Восточную Европу — во всяком случае пока. «Для принятия такого решения против российских поставок должны высказаться все участники Евросоюза, в том числе Венгрия и Словакия, что маловероятно», — говорит Юшков.

Прага
Фото: Global Look Press/Andreas Rose

Венгрия, Чехия и Словакия как получатели трубопроводной нефти более устойчивы экономически. За последние два года резко выросла инвестиционная привлекательность этих стран, в особенности для энергоемких производств, полагает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

— В частности, китайский автоконцерн BYD в 2024 году решил открыть производство электрокаров в венгерском Сегеде, первый автомобиль сойдет с конвейера уже в текущем году (инвестиции оценивают в €5 млрд). В Венгрии уже работает предприятие BYD, выпускающее автобусы. Немецкие гиганты автопрома также направились сюда: BMW строит в Дебрецене автозавод, китайские и южнокорейские предприятия инвестируют в мощности по производству аккумуляторов для электромобилей (крупнейшее из них — CATL стоимостью в €7,3 млрд). Это позитивный тренд для венгерской экономики, — привела пример аналитик.

По ее словам, с возрастанием производственного потенциала потребность в энергоносителях будет расти. «А это значит, что рвать отношения с Россией странам, завязанным на «Дружбе», крайне невыгодно. Также вероятен рост поставок», — комментирует эксперт.

Не без проблем

Есть и противоположное мнение. «Увеличение поставок нефти в Венгрию и Словакию маловероятно, так как на настоящий момент российская нефть обеспечивает почти 100% потребностей этих стран», — рассказал «Известиям» директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

Он также не исключает полного отказа от российской нефти за счет увеличения объемов сырья из Казахстана.

— В масштабах мирового рынка оставшийся на данный момент объем трубопроводных поставок российской нефти в ЕС незначителен. Между тем Европа привыкает закупать нефтепродукты в Индии, произведенные из российской нефти. В 2024 году именно Индия заняла 10% европейского рынка нефтепродуктов (с долей дизтоплива 15%). В топе крупнейших продавцов в ЕС также Турция, которая также активно закупает российские нефть и нефтепродукты, — оценивает эксперт.

Нефтяная вышка
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Отказ от поставок из России чреват рядом проблем, которые нужно решать уже сейчас, полагает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.

— Во-первых, несмотря на завершение модернизации предстоит сертификация и получение разрешений в различных инстанциях. Во-вторых, резко вырастет объем издержек, которые несет страна-импортер: с одним поставщиком проще и быстрее договориться, чем с десятью и более, не исключены перебои, рост операционных расходов на обслуживание и т. д. При аналогичных объемах каждая переработанная тонна нефти будет дороже по себестоимости. Вместо долгосрочных контрактов по оговоренной стоимости придется переплачивать по спотовым сделкам. В-третьих, скорее всего у Чехии, которая самостоятельно решила проблемы с поставками нефти, ухудшатся отношения с соседями — Венгрией и Словакией, которые были положительно настроены по отношению к России и закупкам нефти в России, — перечисляет она.

Немаловажна, по мнению эксперта, и неготовность инфраструктуры к приему другой по качеству нефти. «Весь производственный процесс заточен под российскую марку Urals, — продолжает она. — Необходимо либо модернизировать мощности, а это еще миллионы долларов инвестиций, либо искать марку, близкую по характеристикам к Urals».

Есть ли альтернативы

В случае ужесточения санкционного давления удар придется прежде всего на страны Европы, высказался Игорь Юшков.

— Если российскую нефть откажется в какой-то момент приобретать даже венгерская MOL, то, скорее всего, эти запланированные объемы перенаправят в Новороссийск, а также Усть-Лугу и другие порты Ленинградской области, чтобы затем перевезти их по морю в Индию и Китай, на долю которых приходится до 90% российского экспорта нефти, — говорит он.

10 января вступили в силу американские санкции в отношении российских нефтяных компаний, танкеров, трейдеров. Юшков не ожидает огромных изменений вследствие этого: «В ближайшие недели будет некий этап перестроения схем работы, доставки и оплаты за нефть».

Танкер
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

При этом часть участников рынка критикуют российские компании за экспорт сырой нефти и отсутствие переработки. Однако, по мнению аналитика из ФНЭБ, эти страны импортируют сырую нефть, поскольку стараются обеспечить сырьем собственные нефтеперерабатывающие заводы. «Продажа продуктов переработки — отдельный рынок, на котором преуспевает Россия. Российское дизтопливо покупают Турция, Бразилия и ряд других стран», — заключил он.

По мнению Ирины Кезик, Индия очень ценит возможность приобретения дешевой российской нефти и дальнейшую перепродажу тем же странам ЕС и не согласится на варианты, которые могло бы ей предложить международное сообщество.

— Последствия последнего пакета санкций не столь опасны, как принято оценивать, так как затрагивают пятую часть теневого танкерного нефтяного флота, но не больше, — добавила она.

Чтобы снизить зависимость от поставок сырой нефти за рубеж, логично нарастить переработку в России. Однако с этим не согласен Василий Танурков. «Есть ряд ограничений: спроса, логистических возможностей, законодательства. Увеличение глубины и объемов переработки нефти должно быть согласовано с темпами роста внутреннего спроса», — полагает он.

Читайте также
Прямой эфир