Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Прошедший в Перми снегопад назвали сильнейшим в XXI веке
Общество
Путин призвал твердо отстаивать правду о победе в Великой Отечественной войне
Мир
В Лондоне произошел масштабный пожар на электрической подстанции
Экономика
Иностранные банки смогут пересмотреть решение об уходе из РФ
Мир
Расчеты гаубиц Д-20 поразили скопление живой силы ВСУ и склад боеприпасов в зоне СВО
Армия
Минобороны показало кадры уничтожения бронетранспортера MaxxPro в зоне СВО
Мир
В Испании почти полностью восстановлено электроснабжение после отключения
Экономика
Россия в 2024 году вошла в пятерку экономических лидеров мира
Происшествия
Школьный автобус попал под удар дрона ВСУ в Запорожской области
Армия
ВС РФ освободили Дорошовку в Харьковской области
Общество
Задержали двух подозреваемых в убийстве 30-летней давности во Владивостоке
Мир
Глава МИД КНР указал на неизменность взаимной поддержки Китая и РФ
Мир
Трамп назвал «историческими» достижения своей администрации за 100 дней
Мир
Не менее 18 туристов из России пострадали после аварии с автобусом в Турции
Наука и техника
Баканов сообщил об объединении 13 стран с РФ и КНР для создания лунной станции
Экономика
Орешкин заявил об отсутствии инфраструктурного развития в экономиках Европы и США
Наука и техника
Самолет МС-21 совершил первый полет с новыми российскими системами
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России создали вертопорт — автоматизированную станцию для зарядки батарей, а также запуска и приема БПЛА вертолетного типа. В начале 2025 года он был запущен в опытную эксплуатацию, сейчас проводится тестирование вертопорта на специализированной площадке в Санкт-Петербурге. Технология позволяет запускать вертолет на миссию автономно, без присутствия оператора на месте. Станцией уже заинтересовались заказчики из стран Ближнего Востока. Разработчики уверяют, что система не имеет аналогов в мире. «Известия» выяснили, действительно ли эта технология уникальна и кому она будет полезна.

Что такое вертопорт

Российские компании «Русдронопорт» и «Радар ММС» разработали вертопорт, автоматизированную станцию для зарядки батарей, а также запуска и приема БПЛА вертолетного типа. Это новый вид дронопорта, рассказал генеральный директор компании, эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Николай Ряшин.

Вертопорт2
Фото: пресс-служба НТИ

Никто в мире не делал вертопорт под беспилотник сопоставимого размера, и тем более под БПЛА вертолетного типа. Аппарат позволяет запускать вертолет на миссию автономно, без присутствия оператора на месте. Дронопорт хранит в себе беспилотник — в нужный день и время он открывается, из него вылетает вертолет, реализует, например, мониторинговую задачу и возвращаются обратно. Внутри вертопорта он заряжается, передает собранные данные на сервер и готовится к следующему вылету, — сказал «Известиям» Николай Ряшин.

Созданный вертопорт адаптирован под беспилотное воздушное судно (БВС) «ВТ 30Е» и поставляется вместе с аппаратом. Максимальная грузоподъемность дрона составляет 7 кг, максимальная длительность полета — 1,5 часа, крейсерская скорость — 55 км/ч, дальность полета — 40 км. Также разработчик занимается созданием вертопорта нового поколения, который будет совместим с другими беспилотными вертолетами отечественного производства взлетной массой до 30 кг включительно.

Вертолет
Фото: пресс-служба НТИ

По словам Николая Ряшина, в настоящее время проводится опытная эксплуатация вертопорта на площадке «Радар ММС» в Санкт-Петербурге.

Как пояснил разработчик, нет данных, что в мире были сделаны промышленно эксплуатируемые или хотя бы опытные образцы дронопортов для беспилотных вертолетов. Возможно, есть засекреченные разработки. По его словам, новой технологией уже заинтересовались заказчики из стран Ближнего Востока, сейчас компания рассматривает возможность экспортных поставок вертопорта.

Зачем нужны дронопорты и вертопорты

Дронопорты помогут экономить крупным эксплуатантам десятки миллионов рублей в год на выполнение работ. Под крупными имеются ввиду промышленный сектор, горнодобывающие компании, нефтехимические и так далее, считает генеральный директор компании «Дронсхаб групп» Максим Томских.

Конлиционер
Фото: пресс-служба НТИ

Прежде всего дронопорты, в том числе вертопорт, будут востребованы на территориях, где нет возможности организовать постоянную работу человека или выполнение работ опасно для его здоровья или крайне затратно. Эти решения можно использовать и для организации поисково-спасательных работ, или работы в местах ЧС, — сказал он.

По словам заместителя декана факультета «Специальное машиностроение» МВТУ им. Баумана Андрея Новикова, разработка поможет сельскому хозяйству — несколько таких вертопотов можно разместить на сельхозземлях и осуществлять регулярный мониторинг и сбор данных.

Также такие дронопорты найдут применение в области энергетики для систематического контроля состояния ЛЭП — это может быть охрана, контроль территорий. Эти системы могут быть полезны для спасателей, чтобы, например, проводить регулярный мониторинг прибрежных зон и оперативно осуществлять помощь. Это только единичные примеры, потенциальное применение может быть гораздо шире, считает эксперт.

Система управления
Фото: пресс-служба НТИ

Это еще один шаг к повышению гибкости и автономности беспилотных авиационных систем, который поможет привлечь больше инвестиций в данную отрасль. А это, в свою очередь, подтолкнет к созданию еще более совершенных систем, — отметил специалист.

Разработка прежде всего будет востребована для городской аэрологистики, считает генеральный директор компании «Летающие грузовики» Антон Блик. Он напомнил, что на данный момент в России летать над городами нельзя, разрешены полеты только по редким маршрутам за пределами населенных пунктов. Поэтому у разработки есть большой экспортный потенциал, например, если компании захотят выйти на рынок Азии, полагает он.

— О создании вертопорта для беспилотников вертолетного типа пока никто во всеуслышанье не заявлял. Экспортный потенциал у проекта есть, прежде всего — в дружественных странах Азии и Африки, заинтересованных в развитии беспилотных сегментов своих экономик, — отметил представитель компании «Флай Дрон» Николай Ивашов.

Вертопорт
Фото: пресс-служба НТИ

Как он отметил, существует несколько сценариев использования вертопорта: это и мониторинговые миссии всех видов, и аэрологистика, и поисковые работы, и обеспечение безопасности различных объектов.

Инфографика

Однако не все эксперты считают технологию инновационной. Ничего принципиально нового в технологии нет, это просто разновидность дронопорта, считает IT-эксперт Сергей Поморцев.

Читайте также
Прямой эфир