
Блок в помощь: в 2024-м в Рунете удалили вдвое больше деструктивных материалов

В России в 2024 году вырос объем деструктивного контента в интернете: число заблокированных или удаленных материалов с призывами к массовым беспорядкам выросло в 2,2 раза, а попыток вовлечь несовершеннолетних в противоправные действия стало больше почти в 1,5 раза. Об этом «Известиям» рассказали в Роскомнадзоре. Системы родительского контроля оказались недостаточно эффективными, отмечают эксперты. Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее уже анонсировал обсуждение законопроекта о защите граждан от деструктивного контента, в том числе в видеоиграх. В том, когда могут появиться новые нормы и кого они затронут, разбирались «Известия».
Сколько деструктива заблокировано в Сети
Как сообщили «Известиям» в Роскомнадзоре, в 2024-м на основании судебных решений и требований Генпрокуратуры федеральная служба ограничила доступ (или владельцы удалили по ее требованию) более 3,5 тыс. материалов, которые призывали к массовым беспорядкам, что в 2,2 раза больше, чем в 2023 году. Объем заблокированного контента, который вовлекал несовершеннолетних в противоправные действия, увеличился почти в 1,5 раза — до 33,2 тыс. материалов.
Для оперативного ограничения доступа к противоправной информации организовано взаимодействие с администрациями российских соцсетей, добавили в Роскомнадзоре.
Системы родительского контроля, внедренные ранее, оказались недостаточно эффективными для защиты детей и подростков от деструктивного контента в интернете, отметил депутат Госдумы Антон Немкин. Устаревшие меры регулирования не смогли справиться с новыми вызовами, которые привнесли современные технологии и цифровые платформы, подчеркнул он.
— Современные цифровые платформы, включая социальные сети и видеоигры, предоставляют множество возможностей для распространения нежелательной информации, которая легко обходила существующие ограничения. В результате мы наблюдаем рост призывов к совершению противоправных действий и активное вовлечение в них несовершеннолетних, что вызывает обоснованную тревогу, — сказал депутат «Известиям».
По его словам, сложность заключается в том, что интернет — это глобальная среда, где информация распространяется моментально, а ее контроль требует адаптации законодательства к современным реалиям.
Не так давно началось обсуждение законопроекта о защите граждан от деструктивного контента, в том числе в видеоиграх, анонсировал председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«За последние годы произошел ряд случаев нападений учащихся на учеников и учителей в школах. Действия были спровоцированы их участием в видеоиграх. Дети и подростки, совершая подобные поступки, зачастую думают, что продолжают находиться в виртуальном мире, так как грань между ним и реальной действительностью стирается», — написал он в своем Telegram-канале.
К обсуждению законопроекта планируется подключить родительское сообщество, учителей и экспертов.
«Решение, на которое выйдем, должно обязательно носить сбалансированный характер. Еще раз подчеркиваю, речь идет именно о защите детей от деструктивного контента в интернете и видеоиграх», — резюмировал Вячеслав Володин.
Законопроект, внесенный в Госдуму в декабре 2024 года, предполагает обязательную маркировку контента в видеоиграх. Согласно ему, разработчики и распространители игр будут обязаны наносить на них не только возрастную маркировку, но и информацию, обозначающую наличие в сюжете жестокости, насилия, нецензурной лексики, алкоголя, наркотиков и подобного.
Какие нормы нужны для защиты детей
Деструктивного контента сегодня невероятное количество — например, Telegram стал платформой по распространению деструктива, где ни один закон не действует, считает председатель комитета по информационной безопасности семьи союза «Родительская палата» Андрей Афанасьев. Новые нормы регулирования просто необходимы, отметил он.
— Что касается игр, таких как Dota 2, Counter-Strike, Roblox, то отдельно должны быть приняты меры принуждения именно для иностранных платформ, потому что просто рекомендации работать не будут, — подчеркнул эксперт.
Главная проблема заключается в том, что каждая современная игра — это мини-социальная сеть с набором всего существующего деструктива, где при регистрации не требуется ни почта, ни телефон, как, например, в Roblox, подчеркнул Андрей Афанасьев, добавив, что такого в целом быть не должно.
Общественная и государственная инициатива относительно ограждения детей от вредоносного контента, безусловно, представляется важным направлением, учитывая, что на сегодняшний день значительную часть времени дети проводят в интернете, отметила юрист практики «Интеллектуальная собственность» ЮК «Лемчик, Крупский и партнеры» Юлия Езерская.
В рамках защиты детей среди прочих мер должна будет проводиться экспертиза видеоигр, позволяющая выявлять наличие информации, запрещенной к распространению в России. Представляется, что современные «креаторы» будут действовать в пределах заданных норм, что несколько ограничит свободу творческого замысла в общественных интересах, считает юрист.
Впрочем, по словам ведущего юрисконсульта практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Игоря Чувствинова, законопроект в нынешнем виде требует доработки.
— Он не учитывает ряд важных аспектов взаимодействия между пользователями и разработчиками видеоигр, особенно в отношении использования учетных записей для доступа к играм. Кроме того, предложенные меры могут поставить российские компании в невыгодное положение по сравнению с иностранными конкурентами. Отечественным разработчикам придется понести дополнительные административные и финансовые затраты на подключение к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), в то время как иностранные компании смогут продолжать предлагать свои игры российским пользователям без этих затрат, — отметил юрист.
Это создает значительные риски для бизнеса, так как многим организациям придется выделять средства на интеграцию своих систем с ЕСИА, добавил он.