Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Ле Пен обжалует свой приговор в Конституционном совете и ЕСПЧ
Мир
Сийярто заявил о планах построить нефтепровод между Венгрией и Сербией к 2028 году
Политика
Совфед одобрил закон о запрете навязывания дополнительных товаров и услуг
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Общество
Синоптик предупредила москвичей о снеге с 6 по 8 апреля
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
Прокуратура начала проверку по факту взрыва петарды в школе в Московской области
Армия
По факту атаки дрона ВФУ на жилые дома Курска завели уголовное дело о теракте
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Праздник «Алые паруса» стал победителем премии «Событие года»
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Сохранить и приумножить значение одного из главных музеев мира» — так описала свою миссию в беседе с «Известиями» новый директор ГМИИ им. Пушкина Ольга Галактионова. Сегодня ее представили коллективу Пушкинского, а министр культуры Ольга Любимова пожелала ей успехов на этом посту. Отставку предыдущего руководителя — Елизаветы Лихачевой — связывают прежде всего с ее публичной самопрезентацией. О том, что значит громкая перестановка для ГМИИ и для РОСИЗО, прежде возглавляемого Ольгой Галактионовой, — в материале «Известий».

Меньше двух лет

Отставка Елизаветы Лихачевой была одновременно и неожиданной, и ожидаемой. Неожиданной потому, что с момента ее назначения прошел всего год и 10 месяцев, и понятно, что в музее с горизонтом планирования в несколько лет очень сложно достичь конкретного результата за такой срок, а следовательно, и оценивать работу директора. Для сравнения: Ирина Антонова директорствовала 52 года, Марина Лошак — 10 лет. Сама Лихачева говорила «Известиям» сразу после назначения, что в числе первых вопросов, которыми она займется, будет строительство музейного городка — дело, начатое еще при Антоновой и в какой-то момент совсем забуксовавшее. Собственно, именно с этой миссией тогда связывали выбор в пользу Елизаветы Станиславны, прежде возглавлявшей Музей архитектуры. Мол, кому как не специалисту по архитектуре курировать такой процесс.

Бывший директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева

Бывший директор ГМИИ имени Пушкина Елизавета Лихачева

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

И действительно, та напористость и активность, с которой Лихачева сразу взялась за дело, обнадеживали. Но удалось ли ей оправдать эти надежды хотя бы частично — непонятно. На пресс-конференции по итогам 2024 года она признала, что сроки сдачи комплекса от ГМИИ не особо зависят. Строители говорят о 2030-м, однако уверенности, что действительно успеют за пять лет, нет.

Конечно, никто и не ждал, что менее чем за два года Лихачевой удастся решить проблемы, копившиеся десятилетие. И тем удивительнее кажется, что ей не дали время продемонстрировать хоть какой-то промежуточный итог своей работы в этом направлении.

Имидж как вызов

С другой стороны, вероятно, если бы не ответственная стройка и связанные с ней ожидания, отставка могла случиться еще раньше. В этом плане она была как раз предсказуемой. Слишком разительно отличалась Лихачева от того стандарта музейного директора, который в последние годы задало Министерство культуры. Достаточно сравнить ее с практически непубличной Еленой Проничевой, возглавляющей Третьяковку, или с Аллой Маниловой в Русском музее, пришедшей туда как раз из Минкультуры и очень хорошо понимающей «правила игры».

Лихачева же могла надеть провокационную футболку, резко высказаться по громкому поводу, вовсе не связанному с ее музеем, прийти на светскую тусовку, появление на которой вовсе не входило в круг ее обязанностей (заметим, что остальные музейные директора сократили подобные выходы практически до нуля)... Сам ее имидж — неформальный, совершенно неакадемический — казался вызовом.

При этом никто не оспаривал достоинств Лихачевой как ученого, куратора, организатора. В музее ее уважали, в других арт-институциях — тоже.

Музей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Она компетентный и, что немаловажно, отзывчивый человек, связанный не только с архитектурой, но и с дизайном, и с изобразительным искусством», — говорил «Известиям» ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский.

Когда она только была назначена, в ГМИИ это решение восприняли с энтузиазмом: о том, что Марине Лошак придется оставить пост, слухи ходили давно, и многие опасались, что на ее место подберут менее творческого человека не из музейной среды. Однако в министерстве остановились на Лихачевой, и коллектив вздохнул с облегчением. Плюс ко всему многим импонировала ее стратегия, которую острословы охарактеризовали фразой Александра I: «Всё при мне будет как при бабушке». Действительно, Лихачева стала возвращать постоянную экспозицию, переделанную Лошак, к тому облику, который был во времена директорства Ирины Антоновой, а отчетливый фокус на современное искусство сменился акцентом на классику — крупнейшими выставками, открытыми при Лихачевой, стали «Три времени Рима» (над ней в качестве куратора работала сама директор), экспозиции-исследования итальянского и голландского натюрморта эпохи барокко.

Видимо, перечисленное вкупе с шагами Лихачевой по строительным делам не перевесило в глазах министерского руководства издержек от её публичной самопрезентации.

— Этот вопрос висел уже полгода. Она резкая. Неосторожна в высказываниях, неадекватно оценивала ситуации, — поделился с «Известиями» источник из музейной среды.

Соединить искусства

В этом плане Ольга Галактионова — полная противоположность Лихачевой. Корректная, осторожная, рациональная. Что, однако, вовсе не надо понимать так, будто на смену творческой личности пришел просто скучный менеджер-функционер. Достаточно посмотреть на список выставок, подготовленных РОСИЗО за те три с половиной года, которые Галактионова возглавляла институцию: «Кукрыниксы. 100 лет», «Филонов. Художник мирового расцвета», наконец, грандиозный «ДК СССР», вполне заслуженно ставший лауреатом первой национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева. Мог ли сделать такие яркие проекты человек, равнодушный к искусству? Едва ли. Причем все перечисленные проекты проходили на сторонних площадках — в Манеже и Зарядье, что, разумеется, увеличивает сложность их организации для директора.

Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета»

Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Но и собственное помещение РОСИЗО в Петроверигском переулке — небольшой старинный особняк — не пустовало. Там одна за другой открывались пусть и более камерные, но по-своему яркие экспозиции, многие из которых были междисциплинарны по своей природе: таковы, например, «Форма-арт. Свет», «Практика ощущения. Звук», «От музыки к свету. Посвящение Скрябину». Плюс запущенный Галактионовой конкурс видеоарта «Миры Тарковского», кинопоказы в летнем кинотеатре… Здесь, вероятно, сказалось ее образование: Ольга Николаевна окончила факультет истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, затем — режиссерский факультет ГИТИС (мастерская Марка Захарова). До прихода в РОСИЗО ее деятельность была связана прежде всего с кино. Как автор и продюсер она создала около 50 документальных фильмов, работала на телевидении, возглавляла кинокомпанию «Галактика».

Все эти компетенции, безусловно, понадобятся ей и в ГМИИ, где помимо шедевров мировой живописи и скульптуры есть также собственная коллекция видеоарта, сеть междисциплинарных центров современного искусства в регионах (наследие, кстати, РОСИЗО), фестиваль саунд-арта на Камчатке и много чего еще.

Задача прежняя

Говоря о будущей работе в ГМИИ, сама Ольга Галактионова пока воздерживается от конкретики.

— О планах говорить немного рано. Будем работать. Моя главная задача — сохранить и приумножить значение одного из главных музеев мира, — подчеркнула руководитель Пушкинского музея в беседе с «Известиями», комментируя свое назначение. При этом она планирует расширять сотрудничество ГМИИ и РОСИЗО, где сейчас обязанности директора исполняет её заместитель Георгий Москвичёв. За свое наследие в РОСИЗО Ольга Галактионова спокойна.

Новый директор ГМИИ им. Пушкина Ольга Галактионова

Новый директор ГМИИ имени Пушкина Ольга Галактионова

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— РОСИЗО сейчас достаточно крепко стоит на ногах и со своих «рельсов» уже не свернёт. Да и очень хорошая команда, которая отлично справится со всеми запланированными проектами и задачами, — уверена директор ГМИИ.

Что же касается курса Пушкинского музея, и сотрудники, и сторонние эксперты, опрошенные «Известиями», пока затрудняются прогнозировать, изменится ли он и каким образом.

Так или иначе, главным вызовом и самой сложной задачей для любого директора ГМИИ сейчас всё равно будет строительство музейного городка, сообщила «Известиям» Марина Лошак, в свое время принявшая эту эстафету у Ирины Антоновой и передавшая Елизавете Лихачевой.

Теперь дело за Ольгой Галактионовой.

Читайте также
Прямой эфир