Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Машинный переход: число электромобилей в России превысило 60 тыс.

Почти 11 тыс. из них совершили более 1,1 млн льготных проездов по платным трассам
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Число электромобилей в России выросло на треть и достигло 60 тыс., следует из данных Минэкономразвития. Ведомство отчиталось: по платным трассам количество проездов электрокаров в рамках эксперимента, запущенного в 2023 году, увеличилось на 150%, достигнув 1,1 млн. Всего в программе зарегистрировано 10,6 тыс. участников — владельцев электромобилей. Но в этом году такая льгота будет работать только для машин российского производства. О том, как это повлияет на трафик и что мешает развитию спроса на электротранспорт, — в материале «Известий».

Сколько в России электромобилей

Количество электромобилей, зарегистрированных в стране на конец года, превысило 60 тыс. единиц, сообщили «Известиям» в Минэкономразвития. На начало 2024 года это число составляло примерно 41 тыс.

— Это говорит о росте интереса российских автолюбителей к современным технологиям, — сказал заместитель министра экономического развития России Михаил Каминский.

В ведомстве также подвели итоги эксперимента, в рамках которого электромобили получили право бесплатного проезда по платным трассам. Так, с 1 марта 2023 года по 31 декабря 2024-го к акции подключились более 10,6 тыс. человек. Всего по платным трассам за это время совершено бесплатно свыше 1,1 млн проездов.

При этом с 1 марта по 31 декабря 2023 года мерой воспользовались более 4,8 тыс. человек. Всего бесплатно совершено более 315 тыс. проездов. Таким образом за последний год их число увеличилось примерно на 150%.

— Бесплатный проезд по платным федеральным магистралям среди владельцев электромобилей за два года стал действительно популярен, — сказал Михаил Каминский. — Кроме того, правительством внедряются стимулирующие меры: субсидирование на приобретение, льготы по транспортному налогу, парковкам. Идет активное расширение сети электрозарядных станций.

В начале этого января кабмин продлил срок эксперимента до конца года. Но для стимулирования спроса на отечественные электромобили льгота теперь будет распространяться только на владельцев машин российского производства. Это касается продукции липецкого завода «Моторинвест», выпускающего электромобили под брендом Evolute, Московского автомобильного завода «Москвич», электрогрузомобилей от компании «ЭМ-Рус», моделей «Газель e-NN», «Газель e-City» от ГАЗ, Lada e-Largus, Lada Ellada, «Амберавто А5» от калининградского предприятия «Автотор».

В список для бесплатного проезда в рамках эксперимента входят автомобильные дороги М-1 «Беларусь» (включая «Обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток», Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).

Согласно Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта (разработали Минэкономразвития и Минпромторг, принята в 2021-м), к 2030 году в России планируется выпускать электромобили в количестве не менее 10% от общего объема производства транспортных средств и ввести в эксплуатацию более 25 тыс. быстрых зарядных станций.

Как сообщили «Известиям» в Минэкономразвития, с 2022 по 2024 год в рамках концепции произведено свыше 13 тыс. электромобилей и введено в эксплуатацию больше 2,2 тыс. быстрых зарядных станций.

Как ограничение льготы скажется на трафике

За прошлый год в России было продано более 17,8 тыс. новых электрокаров, следует из данных агентства «Автостат». Этот показатель на 26,4% выше уровня 2023 года, когда было продано более 14 тыс. электромобилей.

Несмотря на то, что показатель продаж прошлого года стал рекордным, темпы роста российского рынка электромобилей сокращаются, отмечает «Автостат». Их доля в общем объеме реализации новых легковых машин снизилась с 1,3% в 2023 году до 1,1% в 2024-м. Лидером рынка новых электромобилей в России, по данным агентства, второй год подряд становится китайский Zeekr. В 2024-м было продано более 7,6 электромобилей этого бренда, это 43% от общего числа таких продаж. Более того, число реализованных машин удвоилось по сравнению с позапрошлым годом.

Второе и третье места заняли российские «Москвич» (1796 штук) и Evolute (1226 шт.): доля их продаж составила 10% и 7% соответственно. У «Москвича» реализация электромобилей выросла в 3,1 раза, а у Evolute — упала на 39%.

Zeekr стал лидером продаж электромобилей в России и по данным агрегатора по продаже машин «Авито Авто».

«Заметнее всего выросли продажи Zeekr Х — в 2,4 раза, далее расположились Zeekr 009 и Zeekr 001 с показателями роста 95,9% и 58,2% соответственно», — сообщили «Известиям» в компании.

Эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Петр Шкуматов отметил, что с ограничением льготы на проезд по платным дорогам только российскими машинами данные правительственного эксперимента этого года будут гораздо скромнее.

— Мы же знаем, что у нас лидер — это китайские электроавтомобили, и сколько «Москвичей» и «Эволютов» в общей картине не совсем понятно, но похоже, что не очень много. Но мы же не говорим, что по платным дорогам ездили только ради бесплатного проезда. Так что трафик электрокаров по ним сохранится на прежнем уровне, — полагает он.

Петр Шкуматов также отметил, что в конце прошлого года наблюдался всплеск продаж электрокаров в связи с увеличением тарифов утильсбора. В итоге для новых электрокаров он сейчас составляет более 600 тыс. рублей, а для подержанных — более 1 млн рублей.

— Думаю, продажи электромобилей в 2025 году будут значительно ниже, чем в 2024-м, так как будет падение по импортным машинам. Сейчас всё выглядит так, что любой электромобиль как минимум в полтора раза дороже сопоставимого с ним бензинового. А если автомобили и так стоят дорого, то какой смысл переплачивать, — рассуждает он.

Эксперт также напомнил, что в течение последних лет электрокары активно использовали службы такси, но в последнее время стали отказываться от их использования из-за нерентабельности.

Директор сети зарядных станций для электромобилей Artis Владислав Мазов напомнил «Известиям», что на 2025 год запланированы запуски производства отечественного электромобиля «Атом» и одного из двух аккумуляторных заводов «Росатома».

— Одновременно снижается спрос на такой транспорт, в октябре 2024 года его продано на 21% меньше по сравнению с тем же прошлогодним периодом, — сказал он. — Но в целом российский рынок электромобилей достаточно молод и еще формируется, поэтому для него характерны периодические колебания.

Ситуацию с продажами электрокаров на фоне мировой тенденции он назвал «довольно скромными», но напомнил об исследовании аналитической компании Strategy Partners. Его авторы спрогнозировали, что к 2030 году объем продаж электротранспорта в России увеличится в пять раз.

— Это обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, запуском специальных госпрограмм, которые направлены на поддержку производителей и покупателей электротранспорта, а во-вторых, — законодательным ограничением на продажу транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), начиная с 2035 года, — сказал эксперт.

Сейчас, по его словам, только 11% россиян всерьез размышляют о покупке электрокара. Об этом говорят результаты исследования Artis и сервиса «Анкетолог». Согласно ему, оставаться на бензиновом двигателе предпочитает почти треть респондентов, а 40% опрошенных готовы подумать о приобретении электромобиля, если его стоимость будет близка к машине с ДВС.

Владислав Мазов согласился, что повышение утилизационного сбора вызовет спад на рынке, спровоцирует рост цен, а продажи новых электромобилей могут снизиться на 5–10%.

— Это в большей степени ударит по тем, кто предпочитает бюджетные электрокары вроде Nissan Leaf — для них процентный рост стоимости слишком велик, — сказал он. — Доступной альтернативой станут модели вторичного рынка — цена на них вырастет на 10–15% соразмерно спросу.

На аудитории премиум-сегмента нововведение, по его словам, почти не отразится: стоимость Li Xiang или Zeekr начинается с 6 млн рублей и повышение цены до 10% не окажет значительного влияния на интерес покупателей.

При этом одним из сдерживающих рынок электромобилей фактором опрошенные «Известиями» эксперты назвали нехватку зарядных станций. В целом сейчас на все 60 тыс. машин, зарегистрированных в стране, приходится около 7 тыс. зарядных точек. Для сравнения, в Европе на аналогичное количество автомобилей приходится более 20 тыс. станций. Развитию инфраструктуры мешает высокая конечная стоимость оборудования для ЭЗС и его установки, поэтому подключается государство, предоставляя субсидии операторам, заключил Владислав Мазов.

Читайте также
Прямой эфир