Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В МВД раскрыли две схемы, которые мошенники используют для получения доступа к «Госуслугам» россиян. Эксперты по безопасности отметили, что на самом деле сценариев больше и они постоянно меняются. «Известия» выяснили, как преступники взламывают личные кабинеты на сервисе, чем это грозит россиянам и как себя защитить.

Главные схемы

В МВД назвали две схемы, по которым мошенники получают доступ к аккаунтам россиян на портале «Госуслуги». Первая из них связана с номером телефона, к которому привязан аккаунт, а вторая — со звонками под видом операторов связи, рассказали в пресс-центре министерства.

Первую схему часто проводят с перевыпуском номера — обычно того, которым человек давно перестал пользоваться, и выпущенного на повторную продажу. Номер регистрируется на нового владельца, который затем меняет пароль на портале «Госуслуги», просто вводя одноразовый код из SMS. Сама жертва при этом ни о чем не подозревает — при смене пароля доступ в приложение не блокируется.

В другой схеме, которая встречается чаще, мошенники используют социальную инженерию — звонят россиянам якобы от лица оператора связи, предлагают продлить договор на обслуживание номера и просят назвать код из SMS. На самом деле этот код нужен, опять же, для доступа к личному кабинету на «Госуслугах».

код
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

«Получив код, злоумышленник входит в личный кабинет «Госуслуг» и меняет пароль, в поле подсказки к контрольному слову пишет: «Ваш аккаунт заблокирован, позвоните по указанному номеру». В данной фразе указанный номер телефона будет номером мошенников, после звонка по которому будет использована схема с переводом денежных средств на «безопасный счет», — пояснили в МВД.

Получив доступ к аккаунту человека, преступники могут, к примеру, оформить микрозаймы на его имя. Для этого они обращаются в бюро кредитных историй, получают справки 2-НДФЛ и регистрируют дополнительные номера, подписывая договоры специально сгенерированной в приложении «Госключ» усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Арсенал методов

Как объясняет «Известиям» интернет-аналитик, эксперт компании «Газинформсервис» Марина Пробетс, мошенники используют целый арсенал методов для получения доступа к аккаунтам «Госуслуг» россиян. Помимо двух указанных схем, есть и другие — например, фишинг. Преступники рассылают поддельные сообщения, имитирующие уведомления от портала и содержащие вредоносные ссылки на фальшивые сайты, где пользователи вводят свои логины и пароли.

— Другой распространенный путь — использование вредоносного программного обеспечения, которое устанавливается на устройства жертв и незаметно крадет конфиденциальные данные, включая данные для входа на «Госуслуги», — рассказывает эксперт.

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

При этом, добавляет она, мошенники постоянно совершенствуют свои схемы, адаптируясь к мерам безопасности и меняющимся технологиям. К примеру, фальшивые сайты становятся визуально практически неотличимыми от настоящих — плюс используются поддельные SSL-сертификаты для повышения доверия. Кроме того, мошенники всё чаще используют техники, направленные на обход систем защиты от фишинга — например, создают цепочки редиректов или используют домены, похожие на легитимные с небольшими изменениями.

Стандартные схемы, связанные со звонками, тоже могут встречаться в разных вариациях, добавляет эксперт программных продуктов компании «Код безопасности» Максим Александров. В легендах мошенники могут называть себя не только представителями оператора, но и сотрудниками самого портала — предлагать дополнительную защиту аккаунта и, опять же, просить назвать код.

— Также они могут прислать на почту платежную ведомость услуг ЖКХ с QR-кодом, который ведет на фейковую страницу «Госуслуг», и если пользователь вобьет там свои учетные данные от портала, то мошенники получат к нему доступ. Этот способ относительно новый — всплеск пришелся на конец прошлого года, причем не только с онлайн-«платежками», но и физическими, которые преступники опускали в почтовые ящики граждан, — говорит Александров.

Способы защиты

Доступ к «Госуслугам» россиян интересует мошенников из-за доступа к большому объему персональных сведений, которые хранятся в системе. Эта информация, включающая паспортные данные, ИНН, СНИЛС и банковские реквизиты, крайне ценный ресурс для совершения различных преступлений: от оформления кредитов на чужое имя и хищения денежных средств до мошенничества с недвижимостью, использованием чужой личности для получения государственных пособий или льгот, поясняет аналитик Марина Пробетс.

Доступ позволяет мошенникам не только получить сами данные, но и совершать действия от имени жертвы, что упрощает совершение преступления и затрудняет последующее расследование. Таким образом, взлом или обман пользователей открывает для мошенников широкие возможности, — отмечает эксперт.

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Поэтому важно защищать свой аккаунт от взлома и проверять, не заходят ли в профиль посторонние. Сделать это можно во вкладке «Безопасность» в приложении, зайдя в раздел «Действия в системе». Кроме того, нужно обращать внимание на неожиданные изменения в персональных данных, например добавление новых телефонов, адресов электронной почты или банковских карт.

— Самый распространенный признак взлома — это получение уведомления о действиях, которые вы не совершали, таких как подача заявления на кредит, изменение пароля, оформление документов, — говорит Марина Пробетс.

хакер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Защита аккаунта «Госуслуг» требует комплексного подхода. Самый эффективный метод — это использование сильного и уникального пароля, он должен включать длинную комбинацию букв (заглавных и строчных), цифр и символов. Помимо этого, необходимо включить двухфакторную аутентификацию, добавляющую дополнительный уровень защиты в виде кода из SMS или приложения-аутентификатора. И быть осторожным с подозрительными сообщениями — не переходить по ссылкам из неизвестных источников и не открывать вложения от незнакомых отправителей.

— Но главное правило — никому и никогда не сообщать ни учетных данных, ни кодов. Также полезно знать, что с 1 марта 2025 года в России появится возможность установить самозапрет на кредиты. Таким образом, мошенники не смогут взять займы, даже получив доступ к аккаунту, — заключает Максим Александров.

Читайте также
Прямой эфир